Учиться никогда не рано?

Раннее развитие ребенка чревато неврозом
Раннее развитие ребенка чревато неврозом

Кто сказал, что вундеркиндами рождаются? Ими становятся, уверяют в центрах для дошкольников и предлагают уже к 3 годам научить ребенка придумывать рифмы похлеще самого Пушкина, щелкать арифметические задачки не хуже, чем Ковалевская, сочинять симфонии в столь же юном возрасте, что и Моцарт.

В одном таком центре действует настоящий кукольный мини–театр, в другом — к услугам моего ребенка всегда психолог и логопед, в третьем — обучают музыке по особой методике. По чьим программам? В основном по авторским, разработанным сотрудниками фирм. Обойдется все удовольствие от 15 до 50 у.е. в месяц. Отпрыска можно отдать учиться с трех, а то и с двух лет.

А в одном из минских центров для дошколят всего за 25 евро в месяц вундеркинда обещают сделать из... полугодовалого малыша. Ну какой родитель устоит? Вот и я не устоял: прикинулся папашей, крайне озабоченным средним уровнем IQ своего чада, звоню.

— Вы попали в точку, у нас обучают малышей уже с полугода, — обрадованно щебечет на том конце провода женский голос. — Квалифицированные педагоги проводят занятия по специальным методикам раннего развития. Дети вместе с родителями в игровой форме изучают азбуку, развивают моторику, и вообще у нас индивидуальный подход к каждому ребенку.

Дальше мне толкуют что–то про активный и пассивный словари; что дитя после занятий в центре начнет говорить раньше, чем ходить; что одна маленькая девочка за 6 месяцев выучила ноты, играет на фортепьяно, а теперь даже сочиняет мини–оперы...

— А где гарантия, что и у моего получится? — спрашиваю.

— Знаете, лучше поговорите с мамами, которые занимаются у нас со своими детьми, — советует девушка.

Что ж, перевожу дух и напрашиваюсь на получасовое занятие. Пока без денег и ребенка. Так, присмотреться.

...Урок проходит в небольшой комнатушке, буквально заваленной игрушками. Из ярко–оранжевого мешка девушка–педагог элегантно извлекает то груду кубиков, то таблички с буквами, то картинки. Задания несложные — сложить паззл, построить пирамидку, найти два одинаковых изображения. Но малыши лишь тянут все эти фишки и игрушки в рот, подтверждая, что хватательный рефлекс у них развит лучше, нежели тяга к знаниям...

— Ну я и не думаю, что результат будет сейчас, — доказывала мне позже одна из мам. — Зато к школе ребенок будет знать втрое больше, чем его сверстники!

— А чего дома без толку сидеть? — вторила ей другая. — Все равно хуже не будет, а так сын хотя бы чему–то научится.

Слушал и думал: то ли людям деньги девать некуда, то ли я чего–то не понимаю... Чтобы разобраться, после занятий прямиком направился в Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка.

— Почему–то считается, что чем раньше дитя начнет учиться, тем больше будет знать, — скептически улыбается заведующая кафедрой методики дошкольного образования Дина Дубинина. — Не совсем так, всему свое время. Если у вашего ребенка способности, скажем, музыкальные или математические, они рано или поздно проявятся. Почему так популярны обучающие центры для дошкольников? Потому что родители толком не знают, как развивается ребенок, вот и ведут их на занятия, зачастую бесполезные. Скорее, самим мамам не помешали бы курсы, где им бы рассказали, к примеру, что к двум годам дитя только учится самостоятельно есть и одеваться, в его лексиконе всего 300 слов, а решать задачки и зубрить алфавит ему пока рановато.

Более того, как утверждают медики, умственные перегрузки в столь нежном возрасте могут запросто спровоцировать невроз. Не всякому школьнику 45 минут урока в радость... Занятия же с полугодовалыми малышами должны быть не более 10 — 15 минут в день.

То, что центры раннего развития нынче чуть не на каждом углу, неудивительно: оказывается, чтобы учить дошколят, даже лицензию получать необязательно. Может, поэтому ни в управлении образования Центрального района Минска, на территории которого находится центр, где я побывал, ни в комитете по образованию Мингорисполкома о нем и слыхом не слыхивали.

— Вообще–то в Беларуси разрешено преподавать только по программам, которые утверждены нашим министерством, — говорит начальник управления дошкольного воспитания Министерства образования Галина Макаренкова. — Например, специально для дошколят разработали «Пралеску», она всеми признана и хорошо отработана. Любая другая авторская программа должна пройти практическую и научную экспертизу в министерстве.

А мой вам совет: непременно побывайте на первом уроке (он обычно бесплатный). И, не исключено, довод о том, что всему свое время, покажется вам куда убедительнее, чем афоризмы о юных вундеркиндах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter