Белорусский туризм ежегодно получает около 2200 дипломированных специалистов

Учиться гостеприимству

Туристическая индустрия ждет от системы образования не менеджеров высшего звена, а хороших исполнителей
«Ожидания туристской отрасли не соответствуют направленности учебного процесса в вузах и колледжах. Туристическая индустрия ждет от системы образования не менеджеров высшего звена, а хороших исполнителей. Противоречие заключается в том, что для работы на самых низких должностях университетское образование не нужно, в то же время образование в колледжах не позволяет выпускать в достаточном количестве квалифицированных исполнителей для туристской индустрии (за исключением общественного питания)» — такой вывод сделали европейские специалисты, изучившие потребности подготовки и повышения квалификации преподавателей дисциплин по туризму в вузах и средних специальных учебных заведениях Беларуси в рамках проекта «TETVET» программы «TEMOUS IV» ЕС. Эта инициатива направлена на содействие модернизации высшего образования и установление сотрудничества со странами-соседями.

Туристическая индустрия ждет от системы образования не менеджеров высшего звена, а хороших исполнителей


Исследование было проведено в 2012 году, но, как выяснилось, сегодня положение не изменилось. На прошедшей в Минске международной конференции прозвучали любопытные цифры. Два десятка вузов страны ежегодно выпускают для отрасли около 2200 дипломированных специалистов, тогда как во всех профильных фирмах и организациях работают около трех тысяч менеджеров по туристическим специальностям. Для сравнения: 8 средних специальных учебных заведений за 2013 год подготовили для туристической сферы всего 264 человека – тех, кто должен работать «на передовой». Неудивительно, что устроиться на работу выпускникам университетов очень тяжело, и они вынуждены соглашаться на любую работу, порой очень далекую от своей специальности. 

Из зала, правда, на это заметили, что туристическая индустрия включает в себя и сферу гостеприимства, куда и уходит основная часть выпускников. Тем не менее все согласились, что проблема избытка менеджеров и нехватки квалифицированных исполнителей есть и ее совместно с Министерством образования нужно решать.

Интересным опытом поделились немецкие специалисты. Организация работы средних специальных учебных заведений Германии, на мой взгляд, заслуживает внимания. Речь идет о дуальной системе образования, предполагающей подготовку кадров силами профессиональной школы и обучающего предприятия, которое принимает активное участие в формировании учебной программы. Теоретическая и производственная части программы примерно равны по времени, и все обучение занимает 2–3,5 года. Профессиональное обучение финансируют предприятия, выплачивающие ученикам денежное вознаграждение, и государство, берущее на себя часть расходов. 

Молодые люди обычно остаются работать на обучающем предприятии. Это и неудивительно, поскольку свой путь в профессию выпускник германской школы, желающий получить образование, начинает не с выбора учебного заведения, а с поиска предприятия, которое возьмет его на обучение. Если выпускник успешно проходит собеседование, предприятие заключает с ним договор на обучение. 

Эта система, очень подходящая и для сферы туризма, практикуется не только в Германии, но и в Австрии, Швейцарии. С нынешнего года подготовка к внедрению дуальной модели в систему среднего профессионального образования началась и в России, где уже реализуются первые пилотные проекты.

Конечно, в отрасли существуют и другие про блемы. Например, у специалистов, кури рующих проект «TETVET» в нашей стране, возникают вопросы по учебным планам, содержание которых не всегда соответствует европейским критериям. Во многих учебных заведениях недостаточно хорошо преподаются финансовый менеджмент и экономический анализ, хромает языковая подготовка, мало внимания уделяется производственной практике, не налажено должное взаимодействие с колледжами. 

Поэтому очень полезной для наших преподавателей будет серия методических пособий европейских коллег, где обобщен лучший мировой и белорусский опыт. Презентация двух десятков таких изданий, появившихся на свет благодаря участию в этой инициативе Республиканского института профессионального образования, состоялась на конференции, и вскоре ими могут воспользоваться все учебные заведения, готовящие кадры для туристской отрасли.

Эта помощь системой образования воспринимается со всей серьезностью. Ведь понятно, что если мы готовим кадры для обслуживания зарубежных гостей, то они должны встречать на нашей земле те стандарты сервиса, к которым привыкли. Разумеется, с национальным колоритом. И тогда у Беларуси, и без того много сделавшей для развития туризма, выработки новых подходов государственного регулирования в этой сфере, появится шанс превратить индустрию гостеприимства в полноценный сектор экономики.

pat_50@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter