Учитель и ученики

Выставка, посвященная 100-летнему юбилею народного художника Павла Масленникова, проходит в Национальном художественном музее. Экспозиция «Учитель и ученики» собрала полсотни живописных произведений самого мастера, а также работы его 11 учеников. С двумя из них встретилась корреспондент «Знаменки».

Выставка, посвященная 100-летнему юбилею народного художника Павла Масленникова, проходит в Национальном художественном музее. Экспозиция «Учитель и ученики» собрала полсотни живописных произведений самого мастера, а также работы его 11 учеников. С двумя из них встретилась корреспондент «Знаменки».

 

Триптих «Свирь» – текстильная графика Аллы Непочелович

 

- В мои студенческие годы Масленников заведовал кафедрой художественного оформления тканей в Белорусском государственном театрально-художественном институте. На занятиях Павел Васильевич был не очень многословен, но его краткие и мудрые советы запомнились на всю жизнь: свои плоды приносило каждое его слово, – признается художница Алла Непочелович.

А одно решение и вовсе стало судьбоносным для молодого художника. В конце пятого курса Павел Васильевич предложил студентке распределение на Борисовский комбинат прикладного искусства. В то время комбинат считался своеобразной творческой лабораторией Белорусского союза художников. Здесь работала экспериментальная лаборатория, где художники совершенствовали свое мастерство. В процессе напряженной, но интересной работы рождалось множество идей, художница начала выставляться на республиканских и всесоюзных выставках, а вскоре пришла известность. К слову, на этом комбинате Алла Ивановна проработала 26 лет.

В творчестве Аллы Непочелович огромную роль сыграл интерес к традициям белорусского народного ткачества. В этом тоже немаловажная заслуга Масленникова-педагога, который смог привить своим ученикам любовь к традициям нашей страны. Она не случайно использует многоремизную и переборную техники исполнения в материале: это создает необыкновенную легкость и воздушность текстильных композиций. Алла Непочелович называет их текстильной графикой, подчеркивая авторское переосмысление традиций. Такое свойство можно проследить в триптихе «Свирь», который экспонируется на выставке.

 

Наталья Суховерхова любит работать в акварельном стиле

 

– Мудрость Масленникова проявлялась в том, что он никогда не навязывал свое мнение, не касался работы студента своей кистью, не журил. Но помогал словом и давал четкие и столь необходимые для формирования творческой личности советы, – рассказывает Наталья Суховерхова.

Сейчас Алла Непочелович и Наталья Суховерхова известные мастера художественного текстиля. У каждой за плечами большой творческий опыт, множество выставок. И у каждой есть особенная работа, имеющая собственную историю.

У Аллы Ивановны это «Ходник», название дорожки-половика на местном диалекте в западных районах Беларуси. Однажды в экспедиции на Белосточчине она побывала в деревенском доме, где на лестнице был расстелен узорчатый домотканый ходник. На нем вальяжно лежал ярко-рыжий кот, хитро поглядывающий на гостей. Эта картина вдохновила художника на создание профессионального тканого произведения с изображениями кошек и мышек, уютно разместившихся среди ритмично чередующихся цветных полос.

 

«Восточный мотив» Натальи Суховерховой

 

Наталья Суховерхова считает особенным гобелен «Сумерки». Однажды на прогулке в парке Наталья Владимировна увидела необычное сочетание цветов и форм в пейзажных очертаниях. Пришла домой и сходу сделала набросок, который в дальнейшем не подвергался даже малейшим изменениям. Работала над эскизами долго, но впоследствии решила вернуться к первоначальному варианту и не ошиблась.

Получилась сложная и интересная работа. Слияния красок в гобелене повторяются, видоизменяются и исчезают, как темы в музыкальном произведении. Это удивительное произведение – сложное, изысканное и акварельное – можно увидеть на выставке «Учитель и ученики».

Многие знают, что экспозиция – это не только произведения искусства. Это истории, что скрываются за холстом, глиной или тонкими нитями. Их стоит узнать, потому что они формируют личность художника и передаются зрителю, создавая особенное настроение.


Екатерина ДМИТРИЕВА, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter