Елена Кроткова: отмечается рост престижа профессии врача

Учить студента в максимально приближенных к реальности условиях

Ректор Гродненского медуниверситета Елена Кроткова — о подготовке кадров для сельских амбулаторий и опорных клиниках как центрах оказания специализированной помощи

Недавно Президент утвердил Елену Кроткову на должность ректора Гродненского государственного медицинского университета. Основная задача, которая стоит перед новым руководителем вуза, — сделать обучение студентов максимально практико-ориентированным. Для этого должны быть созданы все условия: от специальных симуляционных центров, где практические навыки будут отрабатываться в максимально приближенных к реальности условиях, до работы в рамках пилотного проекта «Университетская клиника», которому еще предстоит сказать свое слово в медицинской науке и образовании. «Сельская газета» встретилась с Еленой Кротковой спустя несколько дней после назначения, чтобы узнать о ближайших планах и особенностях образовательного процесса с учетом высокой востребованности молодых специалистов-медиков в сельской местности.


— Елена Николаевна, сегодня для медицинского обслуживания в деревнях актуальна подготовка врачей общей практики. Эти специалисты должны иметь широкий спектр знаний, ведь им приходится обслуживать людей с рождения до глубокой старости. Не исключаются и внештатные ситуации. Как сегодня поставлена работа по обучению и подготовке такого рода профессионалов?

— Основные критерии оценки медицинской помощи — качество и доступность. Вне зависимости от того, где проживает человек — в городе или на селе, он должен своевременно ее получить. Если не может на своем уровне, задача специалиста — направить на вышестоящий уровень. Сегодня у нас развивается система работы врачей общей практики. До конца года они будут трудиться в первичном звене во всех районах области. Остались единичные районы, где доля таких докторов на селе составляет 90 процентов. В основном этот процесс завершен. 

Врач общей практики действительно должен иметь разносторонние знания и навыки. Но необходимо понимать, что он не будет оперировать в амбулатории. Задача такого специалиста — своевременно выявить патологию и госпитализировать пациента туда, где есть профильные специалисты, готовые оказать помощь на более высоком уровне компетенции. Вплоть до оперативного вмешательства. Таким образом, нам важно обучить специалиста, который распознает заболевание, определит параметры первой медицинской помощи и сможет решить, есть ли необходимость в продолжении лечения на вышестоящем уровне. Для этого необходима высокая квалификация, нужно обладать навыками функциональной диагностики, расшифровки кардиограммы, холтеровского мониторирования. Они должны знать, что такое спирограмма и как ее снять, диагностировать элементарные заболевания по офтальмологии и оториноларингологии, чтобы человеку не нужно было ехать в район для банального определения остроты зрения.

— В системе медицинской помощи области проходит серьезная реформа. Вы стояли у ее истоков как начальник главного управления здравоохранения облисполкома. Сейчас подхватываете эту эстафету в качестве ректора. Не могли бы подробнее рассказать о сути изменений?

— Сейчас в области развивается система опорных клиник. Определены четыре района, где они будут находиться. Первый пример — это Островецкая ЦРБ, которая уже сегодня соответствует всем требованиям, предъявляемым к опорным клиникам. Она оснащена самым современным оборудованием. Там есть компьютерный томограф, МРТ, ангиограф, УЗИ-оборудование, операционные, лапароскопические стойки, прекрасная реабилитационная база. Здесь находится восемь межрайонных и три межрегиональных отделения. Кроме того, подписан договор между нашим университетом и Островецкой ЦРБ. Он решит вопрос доступности высококвалифицированной помощи со стороны сотрудников вузовских кафедр — внештатных специалистов по ряду профильных направлений. Чтобы получить консультацию профессионала, теперь не нужно ехать в областной центр. А от Островца до Гродно около четырех часов езды. Кроме того, у профессорско-преподавательского состава университета есть возможность не только оказывать помощь пациентам в регионе, но еще и обучать врачей, которые там работают. На днях мы обсуждали перспективы открытия там выездных курсов повышения квалификации, когда специалисты университета набирают группы докторов из регионов и обучают их, адаптируя информацию к особенностям того или иного района. Одновременно они могут проводить мастер-классы для врачей и консультировать жителей.

— Насколько высока закрепляемость бывших студентов-медиков на первом рабочем месте?

— По области это 75 процентов. Здесь мы говорим и про тех, кто остается работать в Гродно. Чтобы получить распределение в областной центр, необходим очень высокий итоговый балл, а также активное участие в научной деятельности, общественной жизни, различных конкурсах. Поэтому укомплектованность кадрами в Гродно достаточно неплохая. Однако что касается небольших районов, таких, например, как Берестовицкий, Свислочский, то закрепляемость там ниже. Как исправлять ситуацию? Это непросто. Очень многое зависит от работы местной исполнительной власти. Надо создать все условия для молодого специалиста, чтобы ему хотелось остаться. В первую очередь обеспечить жильем. И это должна быть не комната в общежитии, а квартира. Наш университет оканчивают примерно в возрасте 24—25 лет, когда актуально создание собственной семьи, появляются конкретные требования к окружающему комфорту. Второй аспект — уровень зарплаты, а также возможность самореализации. Все это должна обеспечить администрация учреждения здравоохранения. Сейчас растет авторитет, престиж профессии. Медицинских работников уважают. Особенно ярко это проявилось на фоне борьбы с коронавирусом.

— Работа ректора — это не в последнюю очередь работа с молодежью. Что запланировано в этом ключе?

— 22 года назад сама была студенткой Гродненского медуниверситета и хорошо знаю, что такое учеба будущих медиков. Для качества образования важно, когда студента не беспокоят бытовые проблемы, когда не нужно добираться в вуз с другого конца города, где ты смог снять квартиру, и думать, как найти деньги на ее оплату. Хорошо, когда есть университетское общежитие, где созданы все условия для жизни и учебы. 

В этом году уже введено в строй комфортабельное общежитие на 1030 мест, куда заселились наши студенты и благодаря которому мы смогли обеспечить жильем 85 процентов будущих медиков. В планах — инициировать строительство еще одного современного общежития и полностью удовлетворить потребности ребят. Сегодня государство делает все возможное, чтобы студенты вузов не отвлекались на решение бытовых вопросов и полностью посвящали себя учебе и погружению в будущую профессию. Студент должен учиться, а врач — лечить. Это правильно, именно так и должно происходить.

Если сравнивать со временем моей учебы, могу однозначно заявить: таких возможностей для самореализации и совершенствования профессиональных навыков и знаний у нас не было. Появилось очень много методических материалов. Любой может получить доступ к мировым информационным медицинским системам, сидя дома в кресле. Готовится к вводу современный симуляционный центр для отработки студентами практических навыков. Уже заканчиваются строительные работы, идет закупка оборудования. Считаю, что необходимо более активно привлекать молодежь во время учебы в вузе к научной работе, преподавательской деятельности и административной работе. 

charovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter