Заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил — об особенностях учений «Запад-2021», информационном шуме вокруг них и складывающейся геополитической обстановке

Учения как элемент сдерживания

Уже сегодня Беларусь и Россия превратятся в импровизированную арену боевых действий. На полутора десятках полигонах наших стран стартуют совместные учения «Запад-2021». В их основе лежит сценарий развязывания агрессии против Союзного государства. И это повод обсудить не только сами маневры, но и готовность наших армий выполнять задачи, и геополитическую обстановку, и политику двойных стандартов, и складывающийся информационный шум, и даже вывод американских войск из Афганистана. Наш собеседник — заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил по научной работе полковник Николай Бузин.


— Президент не раз высказывал мысль, что войны фронт на фронт уже не будет. Небольшая ракета — и любой самолет может быть выведен из строя за считаные минуты. Однако учения все равно проводят, что называется, по старинке, задействуя огромное количество техники и военнослужащих. Может быть, есть смысл изменить формат подобных маневров?

— Любая армия создана для решения определенных задач. Главная из них — обес­печение национальной безо­пасности и территориальной целостности государства. Ее нельзя решить без тренировки сил и средств. Какими бы мы ни были продвинутыми и умными, ближайшее десятилетие вооруженное противоборство, в том числе межгосударственное, не сумеет стать полностью дистанционным. Исходя из этих реалий, надо подходить и к сегодняшним учениям. Их формат действительно традиционный. Мы много лет с периодичностью раз в два года проводим данные мероприятия. Какая цель? Оценить возможности нашей группировки на данном направлении адекватно реагировать на угрозы и вызовы обстановки. Организовать взаимодействие на межгосударственном уровне и на уровне военной организации государства, проверить все возможные системы обеспечения, которые постоянно эволюционируют, развиваются и достигают определенного уровня. Отсюда и такая периодичность. Поэтому мы и делаем «контрольные срезы». И это не только практика нашего государства. Это международная практика. Каждый год в мире проходят сотни учений. В Европе — десятки. Одно НАТО ежегодно проводит до сотни учений различного уровня. Поэтому говорить о наших учениях как об экстраординарных даже не приходится.

— Можно ли говорить о том, что данные учения являются геополитическим инструментом для поддержания мира в регионе? 

— Частично да. Это однозначно элемент сдерживания. Мы демонстрируем нашим соседям, возможным оппонентам, что на данном направлении есть силы, средства для решения задач и обеспечения соответствующих паритетов в данном регионе. Ведь, обратите внимание, мы за все годы независимости никогда никому не угрожали. Мы ни к кому не предъявляли претензии. Но с достаточно высокой периодичностью пытаются грозить нам: то санкциями, то еще чем-то. А ведь сегодня ни один элемент межгосударственных отношений не решается без поддержки сил. И то, о чем заявил президент США, что они наконец-то не будут использовать военную силу для решения геополитических задач, это не более чем демагогия в рамках противостояния политических элит, которые сейчас решают собственные проблемы, но никоим образом не проблемы мира.

Беларусь и Россия проводят совместные плановые учения каждые два года.

— В этом году маневры пройдут на фоне крайне сложной геополитической обстановки. Продолжается усиление НАТО у наших границ. Набирает обороты миграционный кризис, который также требует от нас предельной мобилизации. Повлияют ли эти события на замысел учения?

— Это обычная обстановка учений, реально вложенная в те сценарии, которые мы сегодня будем обкатывать. Есть там и миграционная составляющая, и защита госграницы, и противодействие всевозможным экстремистским направлениям. Плюс, наверное, мы должны сказать об информационном воздействии, о котором раньше всегда скромно умалчивали. Говорили: «Мы занимаемся исключительно обороноспособностью». Да, мы обороняем собственное государство, не претендуем на чужие территории, не собираемся наступать до Ла-Манша, но мы не будем смотреть, когда нас оскорбляют, пытаются каким-то образом унизить или ущемить наши национальные интересы. Мы готовы их защищать. Постулат, который когда-то был растиражирован средствами массовой информации, что военные готовятся к прошедшим войнам, давно не соответствует действительности. Это клише, которое кому-то выгодно или удобно. Именно сегодня военная наука и военное искусство идут впереди. Любые вопросы, связанные с дестабилизацией обстановки государств, в том числе с использованием новых средств поражения, нами прогнозируются и закладываются в проводимые учения. Например, элементы того, что происходит сегодня, мы обкатывали лет пять назад. Готовили механизмы нейтрализации этих угроз. А главное — совершенствовали военную организацию государств, всю систему их управления.

— На прошлой неделе учения Национальных вооруженных сил Namejs 2021 при участии стран НАТО стартовали в соседней с нами Латвии. Их цель, по словам некоторых аналитиков, «отработать агрессивные действия против России». Подобные высказывания звучат со стороны Литвы, руководства НАТО… Что за политика двойных стандартов? Почему обвиняют в агрессии нас, а сами не стесняются проводить маневры у границ?

— Назовите хоть один вооруженный конфликт или войну, в которой принимала участие Беларусь за последние 30 лет? Такого нет. Поэтому учения НАТО вдоль наших границ, а также попытка обвинить наши страны в проведении «Запад-2021», — это чисто политическая эйфория. Способ свалить с больной головы на здоровую. Ну и, наверное, все-таки политический заказ. Мы давно говорим о том, что готовы жить со всеми в гармонии. В том числе призываем к этому все европейские страны. Но вы же помните: хочешь мира, готовься к войне. Сегодня в нашем мире военная сила остается тем инструментарием, без которого нельзя обеспечить благосостояние государства. Открытой войны с нами боятся. Мы способны за себя постоять, ответить на определенные действия. И это уже поняли все. Тем не менее есть необходимость дестабилизировать обстановку в регионе, показать, что Республика Беларусь и Российская Федерация нагнетают обстановку. Но это не так. Мы проводим плановые учения каждые два года. И не каждый раз они проходят на территории нашей страны. В прошлый раз они были на территории Российской Федерации. Главная цель — взаимодействие, отработка совместного выполнения отдельных задач. НАТО этим занимается 70 лет и в различных точках Европы. И никто об этом ничего не говорит. А мы сегодня с вами оказываемся «страшилкой для Европы». Для чего это нужно? Самое главное сегодня — НАТО трещит по швам. Происходит передел мира. Реально появились новые центры силы. Но каким-то образом хочется продолжать жить так, как жили. И впервые за много лет какая-то маленькая среднестатистическая Беларусь проводит собственную политику, говорит, что будет жить своим умом, и пытается это соответствующим образом осуществить. На нас не действуют ни санкции, ни попытки революций, ни попытки шатать государство. Второй момент — есть необходимость увеличить собственные военные бюджеты. Поэтому конечная цель информационных нападок в наш адрес — показать, что это необходимо. А для реализации нужен общий враг. Много лет назад им выступал Советский Союз. Когда-то на определенном этапе — Афганистан, куда НАТО заходило в полном составе со всеми контингентами… Сейчас есть Россия. Но ее трогать особо нельзя. Это ядерное государство с мощнейшими Вооруженными силами и умением воевать, что было показано в Сирии. Осталась Беларусь. Страна, которая на общем фоне выбивается из общей палитры. И ее, по их мнению, надо как можно больше демонизировать. 

deu@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter