Учение с экологическим увлечением

Более 900 тысяч белорусских детей приняли в прошлом году участие в экологических акциях, конкурсах, проектах, олимпиадах, слетах, благоустройстве и озеленении. Об этом сообщила директор Республиканского экологического центра детей и юношества Лидия Калиновская, выступая на совете “Инновационная и опытно-экспериментальная деятельность. Содержание и технологии реализации в условиях учреждений внешкольного воспитания и обучения”.

— Многие школьные предметы сегодня экологизированы, — отметила Лидия Калиновская. — К примеру, решая задачу по математике, дети устанавливают, какой вред наносят окружающей среде стоки из протекающей трубы предприятия. В первую очередь адаптируется “зеленый пакет” предметов — география, биология... В дошкольных учреждениях чтение сочетается с изучением основ экологических знаний. В частности, рассказы о растениях есть в программе дошкольного обучения “Пралеска”.
Довольно активно изучением экологии, по словам Лидии Калиновской, дети занимаются в рамках внешкольной работы. Если в 2005 году, согласно статистике, работало 2548 кружков эколого-биологического профиля и в них занималось более 36 тысяч детей, то в прошлом году количество кружков возросло до 2767, однако численность занимающихся в них детей уменьшилась до 32 280.
— Эколого-биологическая деятельность в наших учреждениях находится на достаточно высоком уровне, хотя материальная база не всегда соответствует желаемому, — констатировала Лидия Калиновская. — Экология — наука об окружающей среде, а окружающая среда была, есть и будет, и поле деятельности для экологов здесь достаточно большое.
В эколого-биологических центрах в 2006 году занималось на 1139 больше участников, чем в 2005-м. “Это достаточно большая цифра, так как речь идет всего о 25 самостоятельных внешкольных учреждениях эколого-биологической направленности, — подчеркнула Лидия Калиновская. — Популярность эколого-биологического образования объясняется его доступностью. Родителям не нужно покупать дорогостоящие музыкальные инструменты, даже кисти и краски. Ребята рисуют... растениями. Каждый год мы проводим конкурс “Цветами по земле, как кистью по бумаге”. Дети, особенно в сельской местности, участвуют в таких акциях с удовольствием”.
Активное участие приняли эколого-биологические центры и в реализации программы возрождения села, открыли свои филиалы в агрогородках. В кружках по растениеводству, садоводству, ландшафтному озеленению ребята изучают растительный мир, особенно местные виды флоры, создают сады и цветники, участвуют в озеленении. Один из принципов этой работы — не нужно высаживать растения, которые прибыли извне, лучше создать “куточки” родной природы. И в этих мини-уголках дети под руководством педагогов хозяйничают довольно профессионально: высаживают папоротники, иван-чай, ирисы, пионы... Причем это не просто механическая работа — попутно юные натуралисты изучают местные названия растений.
— В ходе исследования ребенок может выяснить, что его прабабушка когда-то взяла рассаду из панского сада, — поясняет Лидия Калиновская. — Если сад принадлежал известному магнату, к примеру Сапеге, дети читают литературу по озеленению дворцово-парковых ансамблей. Подобную экспедицию по изучению местных названий растений организовала кандидат биологических наук, сотрудник Центрального ботанического сада Наталья Лунина.
В Республиканском экологическом центре детей и юношества разработали методические пособия по созданию “Сада Запахов”, ландшафтных садов, садов непрерывного цветения, “Аптекарский огород”... Таким образом, педагоги обеспечены необходимой информацией для воплощения самых смелых задумок.
В ходе совета специалисты центра поделились с коллегами опытом педагогических инноваций. Руководитель театра “Экостоп” Кирилл Новицкий, молодой талантливый актер, выпускник МГЛУ, и фольклорная студия центра “Чараўнiца” продемонстрировали инновационный досуговый проект “Обучаемся вместе”. Участники совета смогли на собственном опыте опробовать упражнения для начинающих актеров по методике, применяемой в Щукинском театральном училище.
Кроме того, приглашенные осмотрели выставку флористических работ в совершенно новой технике коллажа — “терра билдинг”. Романтическая коллекция студии батика под руководством Людмилы Баировой пленила гостей яркими красками рисунка на ткани, живостью и легкостью мотивов. А фотографии цветов, сделанные биологом Леонидом Чумаковым, несут не только эстетическое, но и познавательное содержание: знакомясь с фотоработами, можно узнать народное и научное название растения, о периоде его цветения.
Во время совета участники также смогли увидеть инновационные методики Республиканского экологического центра детей и юношества на открытых площадках. В их демонстрации приняли участие более 90 воспитанников центра в возрасте от 2 до 15 лет. Педагоги-экологи и методисты получили необходимые им знания об инновациях в сфере экологического образования и, надеемся, применят их на практике.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter