Убойное заземление

Это ЧП на станции Ждановичи произошло еще   полгода назад и за это время обросло слухами и кривотолками...

Это ЧП на станции Ждановичи произошло еще   полгода назад и за это время обросло такими слухами и кривотолками, что для того, чтобы через них пробраться, пришлось прибегнуть к помощи прокуратуры. Подробный комментарий корреспонденту «Р» Леониду Юнчику дал первый заместитель белорусского транспортного прокурора Владимир РЕУТСКИЙ. 

Обстоятельства несчастного  случая 

На утренней планерке 29 января этого года начальник районной контактной сети станции Беларусь Виктор Егоров дал задание электромеханику Владимиру Смолику сделать ревизию контактной подвески 4-го пути станции Ждановичи, а старшему электромеханику Михаилу Кламеру — ревизию воздушного изолирующего сопряжения «Г» 2-го главного пути той же станции в пределах опор 68—78 и его высоковольтного разъединителя. Первому электромеханику был выдан наряд № 32, а второму — № 30. 

Наряд № 30 бригада из шести человек, руководимая М. Кламером, выполнила в первой половине дня. После обеденного перерыва переключилась на наряд № 32. энергодиспетчер Д. Малькевич разрешил производство работ до 14 часов. 

Но прерваться бригаде пришлось на полчаса раньше. Она получила по радиосвязи от диспетчера станции  Ждановичи команду освободить второй главный путь для пропуска вагона-путеизмерителя, следовавшего на тепловозной тяге от станции Ратомка. Кламер дал команду на прекращение работ электромеханикам и снятие заземляющих штанг. Но  диспетчер Д. Малькевич об окончании работ не был уведомлен. 

Запросившись тем временем у диспетчера станции Ждановичи на четвертый путь, Михаил Крамер предложил электромеханику Смолику устранить ранее обнаруженный дефект — обрыв жил несущего троса на опоре.  Данная работа производилась без оформления наряда. На четвертый путь было наложено два заземления (переносная штанга и стационарно закрепленная к металлической раме дрезины). 

Электромонтер Владимир Медведский произвел осмотр места обрыва и, для исключения дальнейшего разматывания жилы, наложил бандаж и заменил гирлянды подвесных изоляторов. Затем со своим тезкой, электромехаником Смоликом, приступил к замене подвешенного к несущему тросу изолятора типа ИСС—27,5 кВ. Изолированная вышка в это время находилась в приподнятом состоянии, но не касалась ограждением заземленных проводов контактной сети четвертого пути. Смолик, стоя на ограждении, приступил к демонтажу крепления старого изолятора. В этот момент Медведский попытался открутить плашку, но из-за коррозии металла болта не смог этого сделать. Тогда, не уведомляя М. Кламера и других находившихся на вышке работников, два Владимира приняли решение освободить изолятор путем разрезания шлейфа. Медведский разрезал его при помощи ножовки по металлу от изолятора со стороны разъ­единителя, грубо нарушив правила техники безопасности. 

Электромонтеры М. Ментюк и Ю. Поляков убирали на вышке замененные изоляторы и за работающими не наблюдали. Обернулись, когда услышали вскрик Смолика. На полу вышки лежал В. Медведский. Рядом на ограждении находился шлейф разъ­единителя П-4.  С другой стороны крепления к изолятору оседал В. Смолик. 

— Разрезали шлейф, опускайте вышку! — крикнул находящимся внизу членам бригады электромонтер М. Ментюк. 

Ю. Поляков приблизился к Смолику и оттолкнул его, освободив от воздействия наведенного напряжения. Тот упал на пол вышки, не подавая признаков жизни. 

М. Кламер сообразил, что случилось, и дал команду через дежурного по станции вызвать «скорую помощь». Отрезанный шлейф разъединителя в этот момент соскользнул с ограждения и упал на конструкцию. Увидев это, руководитель работ поднялся на вышку и вместе с Поляковым оказал первую помощь пострадавшим. Сделали искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Состояние Медведского при этом резко ухудшилось. ему помочь они уже ничем не могли, а Смолика сопроводили в амбулаторию, откуда его забрала бригада «скорой помощи» и доставила в реанимационное отделение областной больницы в Боровлянах. Этого пострадавшего удалось спасти. 

Виновники 

Михаил Кламер, являясь руководителем работ, в нарушение соответствующих правил, при наличии трех токоведущих частей, установил заземление только на двух токоведущих частях четвертого пути. Не установив заземление на третью токоведущую часть, Кламер отвлекся от наблюдения за  работавшими на вышке членами бригады и не контролировал правильность выполнения ими  работ. В результате при освобождении изолятора произошло поражение наведенным напряжением двух работников. 

Установлено, что двое членов бригады — электромонтер Ю. По­ляков и пострадавший В. Медведский во время производства работ находились в состоянии алкогольного опьянения. М. Кламеру прокуратурой предъявлено обвинение за нарушение правил охраны труда, повлекшее причинение менее тяжкого телесного повреждения и смерть человека. Он понес заслуженное наказание. 

Но прокуратура на этом не остановилась. Она усмотрела определенные недоработки и вину тех, кто проводил специальное  расследование по этому поводу. Эта миссия была возложена на старшего дорожного инспектора ведомственного Энергонадзора Белорусской железной дороги Р. Мурашева и ведущего государственного инспектора  Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда В. Тимошенко. Мурашев неоднократно давал заключения об отсутствии в действиях М. Кламера нарушений правил и требований. Пустить пыль в глаза прокуратуре и правосудию ему в итоге не удалось. Тем не менее такие действия должностного лица белорусской магистрали вызвали увеличение сроков предварительного расследования. Департаменту государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты пришлось вносить дополнения в вынесенное заключение. 

Параллели 

Еще один настораживающий момент в этой истории — подобные безобразия в Минской дистанции энергоснабжения периодически повторяются. И «грабли» оказываются все те же: нарушение требований правил техники безопасности, других мероприятий, обеспечивающих безопасное производство работ. В августе 2004 года осужден старший электромеханик участка контактной сети станции Уша Е. Рогачевский. Он при проведении работ на первом главном пути перегона Олехновичи —Уша дал указание по установке одной заземляющей штанги при наличии двух токоведущих частей, в результате чего погиб  электромонтер Виктор Ксендзов. 

Нарушения трудовой дисциплины и техники безопасности при проведении работ в Минской дистанции электроснабжения, увы, носят системный характер. А потому необходимы кардинальные меры для наведения здесь надлежащего порядка. Не случайно Белорусская транспортная прокуратура внесла по этому поводу два представления — начальнику Белорусской железной дороги и начальнику Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter