В День театра в ТЮЗе покажут премьеру "Дикая охота короля Стаха"

У Стаха глаза велики

Сколько ангелов может уместиться на кончике иглы? Сколько воплощений может выдержать одно и то же произведение? Да сколько угодно! «Гамлетов», «Вишневых садов», «Чаек», «Ромео и Джульетт» в мировом театре не сосчитать. В нашем театре среди самых популярных произведений — романтический роман Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха». Выходили спектакли, опера Владимира Солтана, фильм Валерия Рубинчика, премированный на международных кинофестивалях США и Европы. Короткевич — наше всё. Попробуйте в интеллигентной литературной компании заявить, что он менее интересен, чем Умберто Эко, точно получите в глаз. 


В Белорусском республиканском театре юного зрителя очередную версию романа с возрастным цензом «14+» представил его художественный руководитель мастеровитый Владимир Савицкий. Когда–то он ставил это произведение на Малой сцене Купаловского, отзывы тот спектакль получил восторженные. А купаловские актеры Анна Хитрик и Роман Подоляко моментально стали иконами стиля для продвинутой молодежи. Таким образом, ремейк или не ремейк «Дикая охота...» в ТЮЗе, перенос или переосмысленная концепция на новом витке, решайте сами.

В премьере эффектный пролог — зрительный зал словно накрывает полесским туманом. Ежишься в кресле, чувствуешь эхо топота копыт, от которого пыль не летит, а скорее, наверное, разлетаются болотные брызги. Великолепная, отточенная работа со светом — за такую можно «Оскар» давать. Постепенно туман рассеивается: мы видим деревянный помост, который станет полноценным действующим лицом. Аутентика соблюдена в костюмах: сорочка и жилетка у Андрея Белорецкого безупречно выглажены, Надежда Яновская тоже щеголяет в наряде, соответствующем духу времени.

Помост, естественно, оказывается с подвохом: время от времени он ходит ходуном, приоткрываются щели и оттуда выскакивают дивные существа или вполне реальный опекун главной героини пан Дубатовк в исполнении приглашенного из Купаловского театра актера Игоря Денисова. Его пан вальяжен и даже немного хамоват, чувствует себя хозяином положения. Денисов играет его сочно и с чувством достоинства.

Подкупает в спектакле Владимира Савицкого свежесть реакций и искренность, с которой актеры ТЮЗа воплощают свои образы. Никаких непредсказуемых реакций, постмодернистских игр, попыток внести нечто новое в «стахиниану»... Надежда Яновская Марты Шантар постоянно округляет глаза от страха и всячески намекает случайно попавшему в имение гостю Белорецкому, что она — сбитый летчик и дни ее сочтены. Угроза первостатейного родового проклятия неминуема. Андрей Белорецкий в исполнении Александра Гладкого, как гайдаевский Шурик, собирающий легенды местного фольклора, как–то чересчур инфантилен и задумчив. Всем байкам Яновских внимает как безусый школяр. Даже не веришь, что ему под силу распутать клубок тайн.

Кто–то назовет такое видение романа упрощенным, мол, негоже в центре города, по соседству с эстетствующим и всячески экспериментирующим театром кукол ударяться в такое простодушие. А кто–то и порадуется за режиссера, точно выбравшего из всех функций театра — просветительскую. Уже вторая после реконструкции работа на шикарной обновленной сцене по белорусской классике — и снова все понятно, выпукло, узнаваемо. Посмотрит школьник «Затюканного апостола» или «Дикую охоту...» Владимира Савицкого в ТЮЗе — можно и литературные первоисточники не читать. Режиссер переносит слова Макаенка и Короткевича на сцену бережно и педантично. Большая редкость в наше время.

Кому хочется чего–то большего — пожалуйте в планетарий или на стриптиз. В ТЮЗе — исключительно положительные эмоции и дистиллированная классика. А если после пары–тройки таких премьер зритель старше четырнадцати не будет гореть желанием сюда идти, значит, он глух к красоте крепкого литературного слова и ничто его не способно вылечить. Пусть такого отщепенца утешит совет героини другого известного детектива: рано любоваться красотами наших болот — орхидеи еще не зацвели.

Добрый зритель в 9-м ряду.

Фото  пресс-службы ТЮЗа.

Советская Белоруссия № 52 (24934). Вторник, 22 марта 2016

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter