У-рожай ребятишек

Сразу четыре министерства Беларуси и России озаботились решением демографических проблем

Впервые на совместной коллегии в Минске собрались представители сразу четырех министерств. И если эксперты министерств труда и соцзащиты Беларуси и России уже не раз обсуждали общие болевые точки — антикризисные меры на рынке труда, социальную поддержку пожилых — и, главное, вместе находили рычаги решений, то на этот раз к дискуссии присоединились и министерства здравоохранения. Ведь тема — демографическая политика — в обеих странах признана приоритетной почти одновременно, в начале 2000–х.


К тому времени сошел на нет эффект от мощного комплекса мер, принятых в 1981–1985 годах в Советском Союзе, чтобы стимулировать расширение семей (скажем, в России благодаря им родились «сверх плана» 5–6 млн детишек). «Лихие» 90–е ситуацию обострили до предела: ниже некуда упала рождаемость, зато взлетела кривая смертности. И России, и Беларуси пришлось срочно задуматься, как сжать эти «демографические ножницы».


И России, и Беларуси пришлось срочно задуматься, как сжать эти «демографические ножницы». Момент был весьма благоприятный. Семьи начали создавать многочисленное поколение 1980–х, наступила экономическая стабилизация. Государствам нужно было грамотно активизировать демографический процесс. И каждая страна пошла собственным путем, вскоре получив очень интересные результаты. Перед коллегией эксперты в один голос говорили: нам есть что перенять друг у друга.


К первому этапу реализации своей концепции демографической безопасности, пять лет назад, Россия подошла со статистикой плачевной: убыль населения — 900 тысяч в год, суммарный коэффициент рождаемости — 1,2–1,3, и это на фоне сверхсмертности, особенно среди трудоспособных мужчин. А сегодня, по словам Ольги Самариной, директора департамента демографической политики и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РФ, естественная убыль населения вышла практически в ноль:


— Наоборот, прирост зафиксирован в 38 федеральных субъектах. Число родившихся возросло более чем на 20 процентов. В итоге мы имеем суммарный коэффициент рождаемости в 1,6 и уже достигли планки в 143 млн. населения, хотя планировали добиться этого только к 2015 году.


В Беларуси последние годы «демографические ножницы» тоже сжимаются: даже если сравнить январь–сентябрь 2011–го и 2012–го, то окажется, что нынче малышей родилось почти на 4 тысячи больше, а смертей зарегистрировано на 8,2 тысячи меньше.


Естественный прирост населения за 9 месяцев отмечен в 70 городах и 23 городских поселках. При этом смертность в трудоспособном возрасте упала на 18,8 процента. Что касается ожидаемой продолжительности жизни, то каждая из стран прибавила здесь в среднем по 2 года.


Интересно, что уже сейчас партнеры по Союзному государству как бы меняются местами, расставляя акценты на будущее. Например, Россия по праву гордится главным ноу–хау — материнским капиталом, который призван поддержать семью в ее решении дать жизнь и второму ребенку. А чтобы мамы с папами на этом не останавливались, с недавних пор в 70 регионах введен капитал региональный. Плюс с нового года в 50 субъектах Федерации, где рожать по–прежнему не особо стремятся, на третьего ребенка до 3 лет будет выплачиваться отдельное пособие в размере 1 бюджета прожиточного минимума. А вот Беларусь изначально ставку сделала на семьи как минимум с тремя детьми. Ко всему прочему они получили возможность в считаные годы обзавестись собственным жильем с весомой поддержкой государства. Теперь акцент думают сместить по примеру России на двух ребятишек в семье и примеряются к своему варианту материнского капитала — семейному.


Между тем у России свой интерес: скажем, как в Беларуси удалось дисциплинировать работодателей, которые обязаны заключать с молодыми мамами контракт, пока их ребенку не исполнится 5 лет? По словам министра труда и социальной защиты Марианны Щеткиной, коллег очень заинтересовали и последние новации — введение услуги «социальная передышка» для тех семей, где кто–то серьезно болен, и привязка пособий по уходу за ребенком до 3 лет к средней по стране заработной плате для всех без исключения мам. Ну и, конечно, медицинские показатели. Алексей Вовченко, заместитель министра труда и социальной защиты РФ, признает: «По ряду позиций мы от вас отстаем — в частности по младенческой смертности». Кстати, в прошлогоднем показателе — 3,8 промилле, — сопоставимом со шведским и английским, усомнилась даже ВОЗ. Международные эксперты проверяли его несколько месяцев и в конце концов признали: так и есть! Сейчас младенческая смертность в Беларуси еще меньше — 3,4 промилле. Это лучший показатель на постсоветском пространстве. «У нас страна небольшая, и мы боремся за каждую жизнь», — подчеркивает министр здравоохранения Василий Жарко. Выстроена четырехуровневая система оказания перинатальной помощи, реконструированы 19 родильных залов — и в результате врачи способны теперь повлиять на ситуацию с первых же секунд жизни малыша.


В России таким уровнем младенческой смертности могут похвастаться лишь 10–15 региональных субъектов, но все равно она неуклонно снижается на протяжении шести лет. Как и смертность от заболеваний сердечно–сосудистой системы и от онкологии (в регионах — участниках пилотного проекта по ранней диагностике рака цифры уже уменьшились на 4–9 процентов). Отдельный упор сделали на дорожно–транспортный травматизм — проблему, которая, увы, будет только нарастать. Вдоль 14 автодорог выстроили трехуровневую систему специальных травмоцентров с принципиально другой организацией скорой помощи. О промежуточных итогах можно судить по свежей статистике: в прошлом году в ДТП ранены более 21 тысячи детей, примерно каждый двадцатый погиб, а в этом, хоть частота аварий возросла на 7 процентов, смертность удалось уменьшить почти на 5 процентов.


Планы и Россия, и Беларусь расписали себе долгосрочные. Но демографические процессы, которые в наши дни определяют все, настолько чувствительны, что наверняка здесь и дальше понадобится «сверка часов». А значит, «большой совет» четырех министерств соберется еще не однажды.


ДОСЬЕ «СОЮЗа»


Концепция демографической политики России до 2016 года предусматривает:


— стабилизировать численность населения на уровне 142–143 млн. человек;


— увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;


— увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости (был 1,2–1,3).


К 2025 году достичь:


— численности населения — 145 млн. человек;


— ожидаемой продолжительности жизни — 75 лет.


Национальная программа демографической безопасности Беларуси до 2015 года предусматривает:


— достичь численности населения 9,44–9,45 млн. человек;


— увеличить суммарный коэффициент рождаемости до 1,55–1,65;


— увеличить ожидаемую продолжительность жизни при рождении до 72–73 лет.


gabasova@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter