У промышленных «лайнеров» лучше навигация…

Создание промышленных холдингов позволяет снизить издержки,  нарастить объемы выпуска продукции и создать оптимальные схемы ее продвижения

Создание промышленных холдингов позволяет снизить издержки,  нарастить объемы выпуска продукции и создать оптимальные схемы ее продвижения.

Этот путь в последние 2—3 года осваивают и белорусские предприятия. Такая структурная перестройка промышленной отрасли — одна из основных причин успеха на внешних рынках, считают в Минпроме. Ежегодно экспорт промышленной продукции прирастает в среднем более чем на 20 %. Ожидается, что не станет исключением и этот год. Во всяком случае, в I квартале зарубежные поставки увеличились на 38,5 %. Как подчеркивают специалисты, это знаковый момент, но отнюдь не определяющий — прогнозировать итоги можно будет не раньше июля. 

Основная идея холдинга по-белорусски за-ключается в том, что крупные промышленные гиганты поглощают небольшие предприятия, которым достаточно сложно существовать на рынке в одиночку. Крупнейшим в Беларуси стало производственное объединение «Минский тракторный завод», которое включает в себя 8 предприятий республики, а также их дочерние структуры. Созданное объединение охватило не только столицу, но также Мозырь, Борисов, Лепель, Витебск, Сморгонь и другие города. В результате объем выпуска белорусских тракторов значительно вырос. Так, например, 3 года назад МТЗ выпускал 22—25 тысяч единиц техники в год, в прошлом году это количество доведено до 52 тысяч, а в ближайшие 2—3 года планируется выйти на годовой объем производства 100 тысяч тракторов. 

Как пояснили в отраслевом министерстве, основные преимущества таких мощных организаций — это развитие внутренней кооперации, единое управление, более гибкое внедрение новых технологий. Практика показывает, что промежуток времени от возникновения идеи до выпуска готовой серийной продукции значительно сокращается. Кроме того, предприятия выигрывают еще и на снижении налоговых выплат. 

Создание холдингов очень важно и с точки зрения маркетинга. Как известно, далеко не каждое крупное предприятие имеет собственный маркетинговый центр, эффективно работающий на внешнем рынке. Что уж говорить о более мелких производителях, которым самостоятельно выйти на орбиту мировой торговли практически не под силу. Комплексы холдингового типа компенсируют отсутствие в Беларуси крупных внешнеторговых организаций, продвигающих промышленную продукцию на внешние рынки. Они же помогают решить задачи развития малых и средних городов Беларуси. Не секрет, что в трудные для промышленной отрасли годы очень многие предприятия на периферии (зачастую градообразующие) оказались не у дел. Как, например, промышленное производство в Столбцах Минской области, которое сегодня превратилось в крупный филиал ПРУП МТЗ. 

Опыт слияний и поглощений в мировом масштабе уже давно подтвердил свою актуальность. Сегодня формирование крупных корпоративных структур становится одним из основных элементов промышленной политики России. Так, например, судя по недавним высказываниям первого вице-премьера правительства России Сергея Иванова, только на базе предприятий военно-промышленного комплекса будет создано около 40 холдингов. На данный момент уже действуют авиастроительный и судостроительный холдинги, а также холдинг по производству средств ПВО. В начале этого года о создании крупного автомобилестроительного холдинга объявила «Группа «ГАЗ». В ближайшее время этим процессом будут охвачены такие отрасли, как радиоэлектроника, оптико-механическое производство и космические технологии. 

В Беларуси производственные объединения созданы на базе БелАЗа, МАЗа, «Гомсельмаша» и других предприятий. В Министерстве промышленности прорабатывается вопрос слияния двух ведущих производителей телевизоров и бытовой техники — «Горизонта» и «Витязя». Ожидается, что объединение сможет представлять интересы Беларуси на внешнем рынке на более высоком уровне. А пока специалисты размышляют над тем, как сделать его организационную структуру наименее громоздкой и максимально эффективной.  В настоящее время принято также решение объединить два крупных гродненских предприятия — ОАО «Белкард» и ОАО «Гродненский завод автомобильных агрегатов». Доводы за — территориальная близость заводов и работа в одном сегменте рынка. Если объединение создается на базе высокотехнологичного производства, такая работа дает серьезную отдачу, считают в Минпроме. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter