Как вернуть престиж рабочим специальностям

У профориентации нет ориентира

Сегодня все чаще говорят о дефиците рабочих массовых профессий и нежелании выпускников школ их осваивать. При этом многое делается, чтобы искусственно «спрофориентировать» молодежь на ПТУ. Самый известный способ — увеличение проходных балов для поступления в вузы. Второй — замена слова «училище» на «колледж». Третий — попытка создать систему непрерывного образования, связав ПТУ, колледжи (техникумы) и вузы в единое образовательное пространство. Возможно, эти решения слишком поверхностны?


Из-за начавшейся перестройки в СССР вопросы профориентации, трудового обучения школьников и профессионального образования молодежи повисли в воздухе. А после развала страны стали срочно закрывать УПК, сокращать ПТУ, вовсю расцвело негосударственное высшее образование, преимущественно экономического и юридического профиля. При этом сокращались технические (особенно машиностроительного профиля) специальности. 

Беларусь, когда-то славившаяся хорошей школой инженеров, вдруг стала ощущать дефицит в специалистах технического профиля. А парадоксы обучения и профориентации набирали силу. Создавалась система непрерывного образования, появилось такое понятие, как «сокращенное образование», особенно после техникумов (колледжей) в вузах. Но ни у кого не возник вопрос: почему такого обучения нет в медицинских вузах? Мне скажут, мол, слишком разные учебные планы. Но и инженерия, несмотря на одноименное название дисциплин, имеет также очень различный уровень подготовки в средних и высших учебных заведениях. И у нас пробовали разграничить в вузах обучение на инженеров-практиков и инженеров-теоретиков. Хорошо, что вовремя остановились. Настоящий инженер — и практик, и исследователь. 

Вернусь к профориентационной политике. С уверенностью говорю: в сокращении производств немаловажную роль сыграла и она. Особенно когда дело касается машиностроения, в первую очередь разработки новых конструкций и технологий. Для этого нужны высококвалифицированные кадры. И нам нужно было бы срочно создавать специальные конструкторские бюро (СКБ), налаживать углубленное информационное, особенно касающееся технической направленности, пространство. Нужно было бы идти по пути увеличения тарифных ставок для инженеров, особенно конструкторов-разработчиков. Ставить дело так, чтобы средства от проданной старой техники шли исключительно на модернизацию производств. Лозунг должен быть один: не менее одного нового станка или технологии в квартал в производство. Об этом говорил и Президент. Перспективно в этом плане создание в стране настоящих научно-инженерных технопарков: в их состав могли бы войти заводы, вузы, СКБ и другие академические подразделения. Тогда бы не произошло, как в Орше, когда практически исчез единственный в СНГ специализированный завод «Легмаш», выпускавший швейные машины.

Мне приходилось разговаривать с конструкторами, которые участвовали в разработке последней новой швейной машины. Она была бы перспективней существующих западных и восточных аналогов.


Прекратился и выпуск медицинского инструмента на Оршанском инструментальном заводе... Вошло в привычку закупать за рубежом такой инструментарий, как и машины по изготовлению макарон, экономные линии для кафе и ресторанов, что было бы под силу нашим технопаркам.

И где, как не в Орше, нужен был филиал высшего технического вуза? А на базе запущенного накануне перестройки завода ПАК или того же инструментального завода организовать систему, известную в СССР как «завод — втуз». Вместо этого в городе процветал институт, а затем филиал Белорусского коммерческого университета управления, штамповавший экономистов и юристов.

Последняя попытка подойти к техническому филиалу или даже самостоятельному институту в Орше через филиал Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ не имела успеха. 

Орша, имеющая 8 металлообрабатывающих предприятий, могла бы иметь и металлообрабатывающий холдинг, а ее развитая производственная железнодорожная инфраструктура — локомотивное депо, вагонное депо, рельсосварочный поезд и другие — в совокупности с металлообрабатывающими предприятиями претендовала на большее…

Но вернемся к профориентации. Уже во время заката СССР было ясно, что нужно изменять систему трудового обучения и профессиональной подготовки молодежи, сориентировав ее на современное производство. И это начал было делать УПК в Орше. Профессиональная ориентация и трудовое обучение в нем начинались с 7—8-го класса. Готовился к запуску участок станков с ЧПУ.

В профессиональном обучении школьников ориентировались на Германию, имеющую высокие технологии. Там выпускник школы вместе с аттестатом зрелости получает квалификационное свидетельство по определенной специальности. 

Мы в это время отрабатывали и свой «белорусский вариант». Трудовое обучение и профориентация в 8—9-х классах шла по разнообразным профилям, а в 10—11-х классах продолжившие обучение получали одну из рабочих перспективных профессий. 

Слабость этого варианта в том, что не все УПК и школы имели необходимую учебно-производственную базу. К началу перестройки УПК Орши начал приобретать металлообрабатывающие станки с ЧПУ. Только при современной базе, при технологическом новом оборудовании, новой методике можно говорить о действенной профориентации и профессиональном обучении. Это касается также в немалой степени и ПТУ, и колледжей всех уровней. Не увеличение баллов централизованного тестирования, а создание современной системы трудового обучения и профориентации будет служить поставленной цели получения необходимых специалистов. 

Уверен, нужно изменить и систему поступления в вузы. После ЦТ в конкретном вузе должен быть обязательный профильный экзамен: например, математика или физика. И каждый вуз должен определяться со своим будущим контингентом. 

Опыт поступления выпускников школ, отработавших 1—2 года на производстве и поступивших в вуз вне конкурса, равно как и с целевым направлением, должен также быть взят на вооружение из ушедшей советской эпохи. И это далеко не все вопросы современной профориентации. Они значительно шире. 

Сегодня, с развитием IT-технологий, вопросы профориентации, трудового и профессионального обучения могут быть значительно расширены и технологически усовершенствованы. Давно назрели разработка и введение в школе основ современного производства, трудового обучения и профориентации с использованием IT-технологий. Это важно и для современной сельской школы. Беларусь в СССР находилась на передовом фланге техники и технологий и может такой остаться, если подойти к вопросам профориентации и профессиональной подготовки с современных позиций. Города-стотысячники, подобные Орше, должны обязательно иметь филиалы, а может, и институты, входящие в состав ведущих высших технических заведений. Это залог успешного развития регионов и в целом всей экономики страны.

Константин Нилов, председатель Оршанской городской организации РОО «Белая Русь»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter