Ректор ГГАУ — о том, каких выпускников ждут на селе и какое село нужно выпускникам

«У наших выпускников есть обиды: не так приняли, не туда поселили, маленькая зарплата...»

4 марта Президент подписал Директиву № 6 «О развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли». Один из пунктов касается вопросов подготовки квалифицированных кадров для сельхозпроизводства. О том, как сегодня идет отбор абитуриентов для поступления в вуз, об учебном процессе и проблемах закрепления молодых специалистов на селе — наш разговор с ректором Гродненского государственного аграрного университета Витольдом ПЕСТИСОМ.


— Витольд Казимирович, учебные заведения, готовящие будущих специалистов для аграрной сферы, должны комплектоваться по возможности сельской молодежью. Об этом, в частности, говорится в Директиве № 6.

— Действительно, в этом есть большой резон. Такие молодые люди уже во многом адаптированы к деревенскому укладу жизни. После завершения учебы, попав в привычные для себя условия, чаще остаются там жить и работать, в отличие от городских жителей, окончивших тот же аграрный университет. Но для того чтобы молодой сельчанин стал нашим абитуриентом, а впоследствии и студентом, надо проводить с ним большую работу. Прежде всего информационную. В сельских школах уже в 9-х и 10-х классах необходимо находить ребят, желающих учиться у нас, и пропагандировать в их рядах преимущества работы в сельхозпроизводстве.

Напомню, в аграрной отрасли работает около 8 процентов трудоспособных граждан. Беларусь входит в пятерку стран, занимающих лидирующее положение по уровню производства молока. Это говорит о том, что у нас хорошо налажено производство. А для того чтобы в 2020 году, как требует Президент, обычные хозяйства надаивали не менее 6 тысяч килограммов молока от коровы, а на фермах промышленного типа 7 тысяч и более, нужны квалифицированные специалисты. Опять же упор на набор студентов по целевому приему, который позволяет в большей степени закрепить специалистов. Такой выпускник вуза знает, что в течение пяти лет он должен трудиться на производстве и показать соответствующий результат. Хотя нельзя ущемлять и права городских жителей. Условия для всех равны. У нас, к примеру, и в городских школах имеются специализированные аграрные классы, ведется работа по профессиональному ориентированию. Есть немало примеров, когда бывшие горожане попадают в деревню, живут там и прекрасно работают.

— Но, насколько я знаю, среди ваших студентов большинство, как ни странно, горожане?

— Их примерно 70 процентов от общего числа обучающихся. Правда, тут тоже есть свои нюансы. Если молодой человек из тех краев, где уровень производства местного сельхозпредприятия довольно высокий, родители довольны условиями жизни и труда, тогда он остается. Но если все наоборот, стремится в город. Всегда привожу в пример династию Кремко. Покойный Герой Беларуси Виталий Ильич, его жена, трое сыновей и невестка окончили наш университет и связали свою жизнь с сельским хозяйством. Но часто бывает так, что дети не идут по стопам родителей. Многое зависит от того, как человек видит свою дальнейшую судьбу.

— В Директиве № 6 рекомендуется с первого курса организовать практику на производстве. Это позволит уже в самом начале учебы показать студенту, где, как и с чем он будет работать. Насколько эффективно такое обучение?

— Мне это напоминает зарубежный опыт, когда все организовано так, чтобы будущие специалисты работали и одновременно учились. Это правильно. Надо агронома вывозить в поле, зоотехника — на ферму, чтобы они прочувствовали все тонкости производства. А во время производственной практики желательно, чтобы студент работал в потенциальной должности. Необходимо сделать так, чтобы его адаптация к новым условиям прошла как можно быстрее.

Для более эффективного обучения надо привлекать к учебному процессу производственников-практиков. Что мы, кстати, и делаем. У нас есть учебно-опытное хозяйство — СПК «Путришки» Гродненского района. Его руководитель Виктор Петрушкевич преподает в нашем университете. Обучают студентов и специалисты комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома.

Чтобы приблизить учебный процесс к производству, в 2017 году с участием министра сельского хозяйства и продовольствия мы открыли учебно-научный производственный центр на молочно-товарном комплексе «Рыдели» СПК «Прогресс-Вертелишки». Там студенты остродефицитных специальностей — зоотехнии и ветеринарии — проходят учебу в условиях производства. Обучают их не только преподаватели, но и специалисты хозяйства. Занятия сначала проводятся в компьютеризованных классах, где на мониторе можно увидеть, к примеру, процесс кормления. Затем ребята идут на производство. Берут образцы фуража, определяют его влажность, оценивают качественные показатели по внешнему виду, структуре, составу. Студенты факультета ветеринарной медицины обрезают копыта животному. Причем задействован в этом каждый из них.

К слову, половина нашего профессорско-преподавательского состава имеет ученые степени и звания. Они регулярно проходят стажировку в хозяйствах, в том числе и за рубежом, обучаются на факультетах повышения квалификации в разных вузах.

— Можно подготовить хорошего специалиста с разносторонними знаниями. А насколько важно, чтобы у него были организаторские способности, чтобы в перспективе из него вырос толковый руководитель?

— Мы ставим такую задачу перед преподавателями на ученом совете, совещаниях, ректорате. Ищем инициативных, способных повести за собой коллектив, стать организатором производства. Включаем таких студентов в отдельную базу данных, направляем их на практику в известные и успешные сельхозорганизации, руководят которыми авторитетные люди. После окончания вуза отслеживаем их трудовой путь в течение двух лет. Если они в полной мере проявили свои способности, рекомендуем их на управленческие должности — прежде всего руководителями сельхозпредприятий.

— Что вы можете сказать о материально-технической базе учебных заведений, обеспеченности современной техникой и оборудованием?

— Конечно, хотелось бы большего. Но нас стараются не обижать и Министерство сельского хозяйства и продовольствия, и местные органы власти. Также по возможности участвуем в международных проектах. В частности, в прошлом году по линии ЮНИДО получили новое оборудование на 370 тысяч долларов. Это линия по переработке плодоовощной продукции. Она задействована в учебном процессе.

У нас также мирового уровня ДНК-лаборатория. Раньше многому учились в России, а теперь оттуда едут за знаниями к нам. Проходят у нас стажировку в лаборатории и граждане Казахстана.

— Знаю, что многие ваши студенты ранее стажировались за границей. А как с этим сегодня?

— Действительно, в начале 90-х годов прошлого столетия мы ежегодно отправляли за практическими знаниями за рубеж 150—200 студентов. В основном в Германию, а также Данию, Финляндию, Голландию, Бельгию, Швейцарию. Посылаем и теперь, но значительно меньше — до 50 человек, предпочтительно в близлежащие страны — Польшу и Германию. Практика показала, что они там зачастую собирают клубнику или занимаются иным видом трудовой деятельности, не связанной с их будущей профессией. Это одна из основных причин уменьшения количества отправляемых за границу.

Для обучения студентов мы сами приглашаем специалистов из-за рубежа. Например, два дня у нас были ученые из США. Приезжают также из Польши, Германии. Правда, такому обучению несколько мешает языковый барьер. Поэтому по специальности экономического профиля стали готовить специалистов, владеющих английским языком. Кстати, престиж нашего университета довольно высок в мире. По экспорту образовательных услуг у нас учатся представители 14 стран.

— Витольд Казимирович, сегодня сельхозпредприятия области особо нуждаются в таких специалистах, как зоотехник, ветврач… Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для того, чтобы поднять престиж этих профессий?

— В первую очередь создать нашим выпускникам хорошие условия по месту работы, мотивировать. Есть обиды, что не так приняли, не туда поселили, маленькая зарплата — и человек разочаровывается в профессии. Даже если особо и не позволяют условия, молодого специалиста все же надо поддерживать. А также поставить его заработную плату в зависимость от организации производственного процесса и выхода продукции. Получил хороший результат — резкий рост зарплаты. Плюс предоставить жилье, позволить завести какую-то живность. Он должен чем-то прирасти к деревне. Желательно, чтобы по месту жительства молодого специалиста была хорошо развита инфраструктура. Чтобы без проблем определить ребенка в детский сад, школу. Считаю мудрым того руководителя, который сумел закрепить у себя молодого перспективного специалиста, заинтересовать его, увлечь, найти весомые аргументы, чтобы тот захотел остаться.

Что касается заработной платы, на мой взгляд, она должна быть не ниже, а даже выше, чем в среднем по стране. Подобное было в советские времена, когда главный специалист получал тринадцатую зарплату, которая порой перекрывала его годовую. Естественно, если, придя на производство, молодой человек не получит достойные деньги, служебный автотранспорт, его это разочарует. Помнится, когда я окончил институт и приехал в хозяйство, председатель принял с любовью, дал автомашину, показал колхоз, объяснил все, что надо. А в случае, если неопытный специалист допустил какие-то промахи, поступить в этой ситуации разумно. Руководитель должен быть и воспитателем, и психологом одновременно. И еще надо, чтобы молодой человек видел впереди перспективу. Он тогда будет знать, что его специальность — основа благополучия и карьерного роста.

СПРАВКА «СГ»

В этом году Гродненский аграрный университет планирует выпустить 1052 дипломированных специалиста. 405 из них приобретали знания на дневной форме обучения и 647 — на заочной. Более половины из них получали образование платно. На первый курс примут 1045 человек: 476 — на дневную форму и 539 — на заочную. В 2018-м стали студентами университета 1058 абитуриентов. Самые востребованные профессии — инженерно-технологического и экономического профилей.

gil@sb.by

Фото Николая ЛАПИНА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter