В этом году урожайность и качество льнотресты ниже, чем в прошлом

У нас - что, перевелись льноводы?!

Лен, пожалуй, одна из самых требовательных культур. Сколько мер принималось по совершенствованию технологии, сохранению посевных площадей, улучшению качества волокна, модернизации льнозаводов, но проблем меньше не становится, они возникают практически каждый год. Несколько лет назад, например, даже шли переговоры с Бельгией, Японией и Францией о создании совместных предприятий в отрасли. Как-то партию льнотресты возили на переработку в Бельгию, чтобы убедиться, какое качество льноволокна можно получить на импортном оборудовании. Оказалось, практически такое, как и на отечественном. Одно время даже муссировалась идея: выращивать его или нет — мол, культура убыточная, требует немало забот и внимания, на ней не разбогатеть.


ЭТО и в самом деле так. Если не соблюдать в полном объеме всю технологию выращивания. Но если возделывать правильно, то, как со знанием дела докладывал в прошлом году Президенту директор Института льна Иван Голуб, рентабельность может доходить до 70 процентов. В лучшие времена нефть столько давала. Но чтобы добиться таких показателей, необходимо производителей научить сеять, выращивать и убирать лен таким образом, чтобы они сами были в этом заинтересованы. Правда, за год-два сделать это невозможно. Только после реконструкции в прошлом году Слуцкий льнозавод, например, начал работать без убытков.

За последние 8 лет больше всего республика высевала льна в 2011 году — 68 тысяч гектаров. Через четыре года посевные площади урезали до 45 тысяч. Потом было 46, затем 47 тысяч. При этом в структуре посевных площадей на эту культуру приходилось от 1,3 до 0,9 процента пашни.

А ведь в далеком 1965 году, когда не было такой мощной посевной, уборочной техники и перерабатывающих предприятий, когда многие работы выполнялись вручную, лен занимал в республике 282 тысячи гектаров. И на неблагоприятные погодные условия, полагаю, тогда не сетовали.

Что касается урожайности льноволокна, то рекордной она была в 2014-м — 10,7 центнера с гектара.

В этом году лен занимал немногим более 45 тысяч гектаров. Примерно на 4,2 тысячи меньше, чем рассчитывали в Минсельхозпроде. Это значит, что недобор урожая фактически намечался заранее. Всего планировалось получить 180 тысяч тонн тресты — от 15 на ГОМЕЛЬЩИНЕ до 50,2 тысячи на ВИТЕБЩИНЕ. Уже очевидно, реализовать задуманное не получится. Виной тому погода, на которую ссылаются льноводы. На минувший вторник, например, льнотресту в республике подняли более чем на 43 тысячах гектаров, с этой работой полностью справились на БРЕСТЧИНЕ, ГОМЕЛЬЩИНЕ, ГРОДНЕНЩИНЕ и МИНЩИНЕ. В остальных регионах на стлищах оставалось около двух тысяч гектаров тресты. То есть пополнить ее запасы можно еще на 5—8 тысяч тонн. Заготовлено пока немногим более 120 тысяч тонн при средней урожайности 27,6 центнера с гектара. В этом году она на 6,5 центнера меньше прошлогодней.

Не порадовал долгунец и качеством. Треста идет средним номером 0,82 — от единицы на ВИТЕБЩИНЕ и МОГИЛЕВЩИНЕ до 0,7 на БРЕСТЧИНЕ, ГРОДНЕНЩИНЕ и МИНЩИНЕ. Вот уж действительно лен любит поклон. Причем всех, включая производителей и погоду.

Недобор урожая можно оправдывать жарой в южных и центральных районах, дефицитом летней влаги, другими причинами. Но тресты, как потом и льноволокна, от этого больше не станет. Сколько ее вырастили, столько и собрали. К тому же ее поднимают в этом году более высокими темпами, чем в прошлом. Чтобы запретить временный вывоз льноволокна из республики за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, в конце сентября Совмин принял соответствующее постановление. Оно действует с 4 октября в течение полугода.

zybulko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter