У кого от хмеля кружится голова?

С 18 марта пиво и моторные масла будут продаваться только со специальными марками
С 18 марта пиво и моторные масла будут продаваться только со специальными марками

По вечерам из окна квартиры регулярно наблюдаю, как у небольшого коммерческого киоска постоянно толпятся покупатели пива — жители близлежащих домов, прохожие. Не то чтобы киоск славился большим ассортиментом: за стеклом 5 — 6 наименований, не более. В расположенном в двух шагах универсаме как минимум вдвое больше. Но туда за пивом не идут! Кто не знает, что бутылку популярного российского пива в киоске нынче можно купить в среднем за полторы тысячи рублей, в то время как в магазине аналогичная стоит на 400 — 500 рублей дороже! «Понятно, затраты у солидного торгового предприятия куда больше, чем у киоска. Плата за тепло, электричество, воду» — скажет подкованный в экономике читатель. «Да нет, — возразит ему заместитель министра по налогам и сборам Василий Каменко. — Судя по всему, в первом случае это контрабандное пиво, завезенное в Беларусь нелегально. Во втором — товар, с которого уплачены все налоги и акцизы».

Теневой оборот пива, оцениваемый экспертами примерно в 200 миллионов бутылок ежегодно, в то время как официальный импорт не превышает 24 миллионов, стал серьезной проблемой для государства, которое недосчитывается налогов. Для отечественных пивзаводов и прозрачно работающих импортеров, оказывающихся в неравной конкурентной борьбе с «теневиками». Наконец, для потребителей, нынче ничем не застрахованных от покупки подделок под известными пивными брэндами. Аналогичная ситуация с моторными маслами, объемы нелегального ввоза которых впечатляют не меньшими масштабами.

Новый механизм контроля вводится впервые и предполагает поштучный учет каждой единицы товара через маркировку специальными контрольными знаками. Цель — ликвидировать теневой оборот пива. «Года три назад, чтобы покончить с ним и обеспечить сбор налогов, мы фактически взяли на себя оформление завоза пива из России, — комментирует ситуацию Василий Каменко. — Специальным постановлением Правительства предусматривалась в том числе и выдача специальных контрольных знаков. Однако они наносились не на каждую бутылку, как сейчас, а только на товарно–транспортную накладную. В итоге вместо заявленного в ней, условно говоря, ящика пива на самом деле завозилось 10 ящиков. Поэтому следующим шагом стало нанесение контрольного знака на каждую бутылку или банку пива. Соответствующий указ Президента был подписан в сентябре прошлого года».

Первый заместитель председателя Белгоспищепрома Алексей Рубец говорит, что на пивзаводах поддержали нововведение, несмотря на то, что специальное оборудование для маркировки недешевое, цена доходит до 10 тысяч долларов. Но оно будет служить не один год. А устранение с рынка «теневиков» позволит увеличить выпуск отечественной продукции и заработать предприятиям деньги.

Кстати, бобины с контрольными знаками, представляющими собой самоклеющуюся этикетку с 20 элементами защиты, уже выпускаются на фабрике Гознака. Брестский, Лидский, Речицкий и 2 минских пивзавода, выпускающих до 92 процентов белорусского пива, через неделю поставят в торговлю первые маркированные бутылки. Стоимость контрольного знака для пива, по словам директора департамента Гознака Сергея Кислухина, — 15 рублей, на которые и будет увеличена цена продукции. Этикетка, предназначенная для маркировки моторных масел, обойдется в 100 рублей.

Так что, как утверждают мои собеседники, заметным рост цен будет разве что на рынках и в киосках. С уходом оттуда «левого» товара цены на импортный товар поднимутся в среднем на 20 — 30 процентов и сравняются с официальной торговлей.

Кстати

С 18 марта ввоз на территорию Беларуси, а также реализация немаркированных пива и моторных масел чреваты конфискацией товара и уплатой штрафа в размере 20 базовых величин.

Компетентно

Василий Каменко, заместитель министра по налогам и сборам: «В мире маркировка товара достаточно часто применяется налоговыми органами для контроля. К примеру, в США в каждом штате устанавливаются свои размеры акциза на табачные изделия с нанесением отдельного знака. В Кыргызстане введена дополнительная маркировка кофе и чая, во Франции — печного топлива.

Не исключено, что при положительном эффекте от маркировки пива и моторных масел в Беларуси следующими группами товаров, на которые будут наклеиваться контрольные знаки, станут бытовая техника, радиоаппаратура, аудио– и видеокассеты с записями».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter