У «Христофора» за пазухой,

или Большое путешествие в Москву и обратно
или Большое путешествие в Москву и обратно

Нет, что ни говорите, а в празднике 1 апреля, именуемом Днем смеха, определенно что–то есть. Недаром в этот день родился такой остроумный писатель, как Николай Васильевич Гоголь. А также Корней Чуковский, на веселых книжках которого вырос, наверное, каждый, читающий эти строки. В этот же день появился на свет и Франсуа Вийон, довольно хулиганистый поэт. Говорят, вечный любовник Джакомо Казанова праздновал свой день рождения именно 1 апреля. Впрочем, он–то всегда был предельно серьезен...

А 30 лет назад 1 апреля двое предприимчивых молодых американцев зарегистрировали компанию «Apple» («Яблоко») и по названию одного из сортов яблок «Macintosh» придумали имя для своего первого детища. Даже доллар, наша пресловутая «у.е.», имеет отношение к этому замечательному дню. В 1778 году ньюорлеанский бизнесмен Оливер Поллок придумал знак доллара — $. 1 апреля, разумеется. Шутка Поллока намного пережила своего создателя...

Однозначно, все, что с вами произойдет в этот день, стоит воспринимать как счастливый знак. Не случайно ведь известный театр юмора «Христофор», художественный руководитель которого Евгений Крыжановский сегодня у нас в гостях, каждый раз начинает свой новый сезон 1 апреля...

На днях мне рассказали, как в одной из минских школ на вопрос, кто такой Христофор, младшеклассники дружно ответили: «А это такой прикольный театр». В правдивость истории легко верится — как–никак, «прикольный театр», названный в честь знаменитого морехода, продержался на плаву 18 лет и по–прежнему остается флагманом белорусского юмора. Поводом для встречи с его худруком, широко известным далеко не в узких кругах Евгением Крыжановским, в первую очередь стала, конечно же, сегодняшняя дата. Но, как оказалось, в жизни «Христофора» и самого Евгения назревает несколько событий, каждое из которых могло бы стать отдельным поводом... Так что разговор Крыжановский начал сам, не ожидая моих вопросов.

А ничего, что я сразу о главном?

— Наверное, жанр, которым я занимаюсь, самый редкий жанр искусства, какой только можно себе представить. Почему «Христофор» постоянно в «Аншлаге», «Смехопанораме», «Смешных людях»? А потому, что эта ниша сегодня свободна. Много ли вы знаете юмористических театров? Вот и я о том же. И мы очень рады, что наше письмо на имя Александра Лукашенко нашло поддержку в Администрации, и сам Президент его подписал... Признаюсь, поначалу я очень скептически относился к идее 75 процентов белорусской музыки в родном эфире, но сейчас не стыжусь признать, насколько был не прав: появилась масса звезд, новых песен. Теперь очередь за нашим жанром, который сегодня почти целиком захватили россияне. И это при том, что у нас в Беларуси есть свои авторы, свои артисты, есть очень сильное кавээновское движение! Но мы, например, не можем взять молодежь в свой театр, потому что не в состоянии обеспечить этот талант деньгами. А христофоровцам уже по 50 лет — ну еще максимум 10 лет на сцене, и будет стыдно играть студентов или девочек. Нужно думать о смене... Поэтому мы и обратились с письмом к Президенту. Хотя лично я очень сомневался, что письмо до него дойдет, думал, отправится по инстанциям и вернется назад. Однако наше обращение было внимательно рассмотрено и получило высокую поддержку. Теперь у «Христофора» появилась надежда стать государственным театром.

— А ходили слухи, что «Христофор» вроде как собирается обосноваться в Москве...

— Это не слухи, у нас действительно были такие намерения. 4 года назад мы начали сотрудничать с российскими телеканалами, и Регина Дубовицкая нам прямо так и сказала: «Если хотите стать звездами по–настоящему, вам надо жить в Москве, не получится наскоком». И мы решили испытать судьбу, хотя всем было уже далеко за 40. Оказалось, орешек не по зубам. Нас там никто не ждал... Несмотря на все улыбки и заверения в искренней дружбе, несмотря на то, что наши номера постоянно берут в разные программы, работы никто так и не предложил. А все попытки наладить гастроли самостоятельно жестко обрезались, и, в конце концов, нам намекнули, что не стоит лезть не в свои дела, сбивать цены, иначе для нас это нехорошо кончится... Теперь, с поддержкой государства, мы можем спокойно чувствовать себя дома, места в своей Беларуси нам вполне достаточно.

— Но на российских телеканалах все–таки будете появляться?

— Будем. Недавно, например, записали новый номер для «Аншлага», для «Смехопанорамы», летом планируем съездить на «Умору», «Юрмалину» и фестиваль юмора в Ялту...

— Зачем вам это — для тонуса?

— Для тонуса, для престижа: других посмотреть, себя показать. Чтобы знать свое место в этой иерархии, наконец... Место у нас, к слову, далеко не последнее. Лучший тест — родная публика. 18 лет назад «Христофор» начинал в организации «ЭТО» — экспериментальном творческом объединении еще при ЦК комсомола вместе с 48 коллективами. Ни одного из тех коллективов давно нет и в помине... В отличие от москвичей, нам не хватает только одного: возможности зрителей платить большие деньги за билеты. Случалось, что после спектакля каждый из артистов «Христофора» оставался еще должен — ведь до сих пор нам самим приходилось оплачивать аренду, налоги, гастрольные удостоверения, костюмы, звуковое оформление и так далее... Без господдержки мы не можем также позволить себе гастроли в глубинку...

— И как глубоко в глубинку вы готовы забраться?

— Да в любой райцентр, в любой колхозный клубик — мы же сами все вышли оттуда, из этих маленьких клубиков. А играть «Христофор» может хоть в кухне... Кстати, свой профессиональный праздник, 1 апреля, мы проведем не в столице — уезжаем на неделю с гастролями по Гродненской области. И впервые свой премьерный спектакль «Смешные люди» покажем в Гродно.

Жизнь вынуждает написать бестселлер

— Говорят, Галкин мечтал быть похожим на Крыжановского...

— Была такая история... 1 апреля много лет назад проходил юмористический фестиваль «Брянские зори» — юмористы съехались отовсюду. Петросян, который был во главе жюри, очень симпатизировал «Христофору» и пригласил нас как ближнезарубежных гостей. И вот на конкурсе пародистов мы наблюдаем такую картину: выходит молодой парень, передразнивает Ельцина, Горбачева, Жириновского — зал падает от смеха. Выходит второй парень, третий — и все делают пародии на этих же героев... На шестом в зале установилась мертвая тишина, восьмого стали освистывать, и я сказал своим: «Ребята, пора сматываться, их сейчас начнут бить, заодно и нас побьют...» А вечером на банкете я оказываюсь рядом с худеньким мальчиком. Его выступления я не запомнил — к тому времени публика уже возмущенно гудела. А мальчик вдруг начинает признаваться мне в любви, говорить, как ему понравился наш номер и как бы он хотел быть похожим на меня. Помню, я еще подумал про себя: никогда тебе, милый, не быть артистом, но вслух, конечно, ничего такого не сказал... Годы спустя я стоял возле Олимпийского дворца, где записываются «Аншлаги». И вот подъезжает «Бентли» ручной сборки (в Москве их всего 2, у Черномырдина и Галкина). Выходит оттуда тот самый «мальчик» — нынешняя мегазвезда Максим Галкин, останавливается возле меня: «Ой, а помните, мы с вами в Брянске встречались!» Я завизжал диким голосом: «Максимушка, родненький, это ж я тогда всем кричал, что ты талант и будешь звездой...» А совсем недавно мы с Максимом встретились на записи «Уморы» в Красноярске. «Как же я «лоханулся», Евгений, — пожаловался Галкин. — Согласился за 100 тысяч долларов 4 дня тут торчать». Я, конечно, его пожалел, сказал: «Надо ж думать, Максимушка, я бы так никогда, чтобы 4 дня и за 100 тысяч...» Да, Москва — это отдельное государство...

— Кстати, никто не знает, на кого вы сами мечтали быть похожим, даже в Интернете никаких сведений о юности Крыжановского разыскать невозможно.

— Сейчас как раз выходит книга «У «Христофора» за пазухой», в которой описано абсолютно все: и о Крыжановском, и о театре... Родился я в городе Николаеве, отец — военнослужащий, мама — врач. Потом были Мурманск, Сибирь, Дальний Восток, наконец, город Козельск Калужской области — вот уже оттуда черт меня дернул стать артистом. Два года штурмовал всевозможные театральные вузы пока в 1973 году не поступил в минский театральный институт. Теперь называю Минск родиной, потому что здесь родились мои дети, живут мои жены и тещи, я перевез сюда родителей, и этот город — самое родное, что у меня есть.

Вот и еще в одной я не ошибся...

— Слышала, недавно вы сели на какую–то хитрую диету, значит, не считаете, что хорошего человека должно быть много?

— Год назад на записи «Смехопанорамы» Петросян громко спросил, почему оператор не берет крупно Крыжановского. И тот, не видя, что я стою у него за спиной, ответил: «А у него морда в экран не влазит». Это было убийственно... В общем, я решил похудеть. Результат — 20 килограммов как не бывало.

— Заметили перемены в характере? Говорят ведь, толстые — добрые, а худые — злые...

— Точно злее стал, потому что есть–то все время хочется, а после шести вечера я не ем, и уже никто дома не ест, потому что и убить могу... Впрочем, год прошел, становлюсь добрее, организм привыкает...

— Значит, ограничения в еде вас из душевного равновесия больше не вышибают?

— Вышибает хамство, панибратство. Например, раньше я с удовольствием вел свадьбы, любил это дело. Но когда ты, уже 50–летний дядька, ведешь свадьбу у 18–летних детей (и большинство гостей, естественно, их ровесники) и когда они все идут обниматься с видом «расскажи анекдот, чувак»... Вот тут понимаешь, насколько все–таки Райкин был прав. В конце концов, однажды я взял фотографию Аркадия Исааковича и вслух попросил прощения за то, что позорю жанр. Артист может выступить на свадьбе, на презентации, юбилее, но — как подарок. А делать это для зарабатывания денег нельзя, даже если голодаешь. Иначе превращаешься в обслуживающий персонал вроде официанта, бармена...

— Есть мнение, что ничто так не подчеркивает возраст мужчины, как женщина рядом с ним. А еще говорят, что мужчина, 20 лет живущий с одной и той же женщиной, — эгоист...

— Ну я точно не эгоист — все–таки женат в пятый раз... Дело в том, что меня очень сложно выдержать. В семье я большая зануда, привередлив в еде, в одежде, в телепередачах, и все, что не получается на работе, выплескивается из меня дома. Не всякая женщина это вынесет, поэтому от меня и уходили. Вообще, женам артистов надо ставить памятники. Нашего брата очень непросто терпеть в быту. Хотя мне повезло: все мои жены, дети, тещи — до сих пор моя семья, и я счастлив, что мы часто собираемся вместе.

— А с кем проще — с женщинами или с артистами?

— Конечно с женщинами. Марк Захаров, мой любимый режиссер, говорил: «Никогда не поворачивайся к артисту спиной, нападут, как собаки, и загрызут». Это действительно так — артист предаст легко, свалит на съемки, на халтуру, обманет 300 раз... Артисты вспыльчивы, ревнивы, капризны, мстительны, злопамятны — и все равно их надо любить. За ту радость, что они нам дарят. Нельзя к ним с обычными мерками. Нужно сдерживаться, быть чутким. Тот режиссер, который не любит артистов, — не режиссер...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter