Когда беспилотники появятся в сельском хозяйстве?

У дрона прогноз точнее, чем у агронома

ПО данным Всемирной организации беспилотных систем, общая экономическая эффективность применения дронов в сельском хозяйстве к 2025 году составит около 82 миллиардов долларов. С претензией на часть этого «пирога» уникальный онлайн-сервис для мониторинга состояния посевных площадей, увеличения урожайности и экономии ресурсов создан белорусскими айтишниками.


КАКОВЫ правила применения квадрокоптеров и готовы ли мы технологически использовать их в сельском хозяйстве, корреспондент «СГ» интересовался у специалиста Парка высоких технологий Вячеслава МАЗАЯ и заместителя председателя общественного объединения «Белорусская федерация беспилотной авиации» Глеба БОНДАРИКА.

«СГ»: — Вячеслав, что сегодня беспилотники могут в аграрной сфере?


Вячеслав МАЗАЙ.


В. Мазай:
— Более четырех лет занимаемся составлением точных границ полей, сбором с них данных. Сначала все делали, считай, вручную. В команде было всего два человека. Я отвечал за программное обеспечение, коллега, агроном Всеволод Генин, — за технологию в сельском хозяйстве. Постепенно данных стало столько, что сейчас в нашей команде уже 10 человек. И мы постоянно разрабатываем новые проекты. Нам помогают дроны. Они составляют границы полей для точного земледелия.

В этом году начали эксперимент — точный высев. Специальная сеялка по GPS сеет различную норму в разных зонах. Прогнозируем немалую экономию на семенах. Сколько конкретно — узнаем через год. Ведь эксперименты только разворачиваем и хотим начать с озимых зерновых. До нас в Беларуси такую технологию еще не использовали.

«СГ»: — А какова польза аграриям от уже существующих проектов?

В. Мазай: — В прошлом году мы показали, как можно экономить на удобрениях. Квадрокоптер с воздуха собирает данные об урожае. Для этого на него устанавливаются мультиспектральные сенсоры, они дают подробную картину всхожести фактически каждого сантиметра поля. В конечном итоге видим: на одних участках она отличная, на других никудышная. Там, где смысла нет вносить большие дозы NPK, отменяем их. Мы уже проводили эксперименты в ряде хозяйств Минской, Брестской и Гродненской областей.

Или же внесение пестицидов. Дрон может увидеть в поле сорняки. В прошлом году летали и находили их вплоть до кустика в поле с рапсом. Различали даже виды. Данные об их общем количестве заносили в базу, затем — в «мозги» трактора. Опрыскиватель вносит химию точечно. Расход дорогих препаратов, а также удобрений уменьшается на 5—35 процентов.

Какие это деньги, давайте посмотрим на примере копыльского ОАО «Старица-Агро». Годовая его потребность в азоте, фосфоре и калии — 2645 тонн. Их стоимость — 1 664 556 рублей. Экономия хотя бы 15 процентов их равна 249 684 рублям. Вот вам новый МТЗ-80 «Беларус», причем не один.

Мы смогли создать программное обеспечение, которое стоит дешевле, чем импортные аналоги. Секрет в том, что в Америке, к примеру, данные собираются и обрабатываются вручную, отсюда и затраты. У нас все делает компьютер. То есть мы в выигрыше по двум параметрам — цене и качеству. Поэтому высокая заинтересованность у зарубежных фирм.

«СГ»: — Что предложите для АПК в будущем?

В. Мазай: — Одна из последних разработок — метеостанция. Она может измерять температуру и влажность воздуха и через сим-карту передавать данные оператору. Стоимость по сравнению с импортными образцами — 50 против 1500 долларов. Станция находится пока на испытании.

Также два месяца назад собрали универсальный модем — платы, спайки, коды в нем отечественные. Он может передавать данные куда угодно, хоть в Австралию. Таким образом, даже загорая на пляже у моря, можно контролировать, как работает трактор. Виден его маршрут, пересев. У хозяйства много тракторов, поэтому сложно работать с каждым из сервисов отдельно. Модем — универсальный прибор, который передает, как едет вся техника.

На выставке «Белагро» руководители интересовались нашими разработками, но дальше этого дело пока не идет. Мне понятна причина. Дрон можно взять в аренду, со специалистом по обработке данных заключить контракт. Однако сельхозтехника дорогая. Трактор оборудован системой подруливания. Он работает по высокоточному GPS и системе РТК с точностью 2—3 сантиметра. Участие механизатора сводится к нулю. Таких тракторов в наших хозяйствах единицы. Думаю, постепенно и мы к этому придем.

«СГ»:— Спасибо, Вячеслав, а в чем вы, Глеб, видите преимущество использования дронов?


Глеб БОНДАРИК.


Г. Бондарик:
— Сейчас для белорусов их использование — хобби, дрон-рейсинг. В гражданском секторе около 3500 таких летательных систем, и за последние десять лет аппараты подешевели в разы.

В западных странах, в Латинской Америке, Канаде в 70 процентах случаев квадрокоптеры применяют именно в сельском хозяйстве. Причем технологии сейчас таковы, что один оператор может использовать несколько аппаратов. Особенно это важно для больших массивов, где нужно быстро сделать анализ данных.

Если рассчитывать грубо, то, вложив чуть больше 5 тысяч долларов в оборудование и ПО, вы можете повысить эффективность растениеводства. Только за счет того, что комбайн или трактор будет ехать по полю и не отклоняться от маршрута, можно увеличить эффективность использования земель на 10 процентов.

Из последних зарубежных новинок — беспилотник, оборудованный под распыление пестицидов. Он обрабатывает участки в автономном режиме. Причем необязательно посевы — это могут быть деревья, кустарники.

«СГ»:— Беспилотник хотя и не самолет, но все-таки требования к полетам какие-то есть?

Г. Бондарик: — Нюансы есть. За 3—4 рабочих дня нужно подать заявку в Минобороны. Уже отснятое видео передать туда же на просмотр. И я бы рекомендовал эти требования неукоснительно исполнять. Надо отдать должное, ведомство делает все бесплатно и быстро. Ко всему прочему есть ряд объектов, сведения о которых относятся к информации ограниченного пользования, — это 16 зон, где летать запрещено.

Однако самая главная проблема — этот вид беспилотных систем не прописан в законе, они приравнены к авиационным моделям. К тому же для управления дронами используется частотный диапазон, который не принадлежит гражданским службам. У нас в отличие от стран Европы, России или Казахстана мощность передатчика на частоте 2,4 мегагерца ограничена 10 милливаттами. Эти параметры введены еще в советские времена.

Сейчас готовится новая редакция Воздушного кодекса. В сентябре пройдет Госкомиссия по радиочастотам. Ждем результатов. Отмечу, что мировой рынок беспилотной авиации за последний год вырос в четыре раза. Развитие новых технологий настолько быстрое, что законодательные инициативы не успевают за ними во всем мире. К примеру, скоро появятся необычные модели беспилотников. Они размером с ладонь, с мощной камерой, с радиусом полета до двух километров, легко управляются через мобильный телефон и… понимают жесты — «ручкой» вам помашет.

Думаю, будущее за конвергентными беспилотными системами. Это же касается и грузового транспорта «последней мили»: автомобиль везет груз до базы, а дальше беспилотники переправляют отдельные посылки конечному пользователю. Уже сегодня дроны могут оказать огромную помощь в сфере здравоохранения, в частности при срочной доставке лекарств, донорской крови и органов.

Не будем забывать, что квадрокоптеры выполняют охранные функции. «Начинки» и «мозгов» вполне достаточно, чтобы в автономном режиме патрулировать и передавать информацию о готовящемся преступлении.

«СГ»: — Здания, столбы, деревья квадрокоптер облетает сам или нужно помогать?

Г. Бондарик: — Управлять им, как кукурузником, не нужно. Специалист на карте отмечает точки облета и умная техника сама планирует маршрут. Причем беспилотник выбирает, как облетать здания, другие помехи. Все, что видит человек, — видит и он. Аппарат через камеры может передавать изображения с разных ракурсов. Причем сам рассчитывает, сколько летать километров с подзарядкой. Так что банально выработать ресурс батареи и упасть неведомо где он не может.

В ТЕМУ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ассоциация беспилотных транспортных средств прогнозирует: 80 процентов мирового рынка коммерческих беспилотников займет  АПК. Дроны для сельхозпроизводителя скоро станут чем-то обыденным,  причем со временем подешевеют.

Узбекистан

НЕСКОЛЬКО дней назад президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев ознакомился с проектом использования квадрокоптеров и агродронов в сельском хозяйстве. Замер площади и аэрофотосъемка проводились при помощи квадрокоптера, данные вносились в электронную базу. На изучение 100 гектаров площадей с самолета Ан-2 требуется 20 часов, квадрокоптера — четыре. Шавкат Мирзиеев предложил освоить производство беспилотников в Узбекистане, организовать совместное предприятие и подготовить кадры.

Франция

СОТНИ организаций продают фермерам услуги или аппаратные решения на базе беспилотников. Летательные аппараты помогают получать снимки полей точного изображения. Дроны опускаются в междурядья виноградников или садов. Фотографии сахарной свеклы используют для подсчета растений. Сосчитать и такие культуры, как картофель или кукуруза, достаточно просто. Это же касается и зерновых. Однако недостаток: качество ухудшается по мере увеличения плотности посевов.

Жан-Батист Брюжман — один из первых фермеров во Франции, который приобрел агродрон для оценки пшеницы и рапса после зимовки. Результатом фермер доволен. Он сократил расход удобрений и увеличил урожайность посевов.

Украина

ПОЧТИ все украинские фермеры используют дроны для мониторинга полей. Такие наблюдения охватывают не один миллион гектаров земли. Наиболее востребованный класс устройств — самолетного типа. Они сканируют более 400 гектаров за вылет.

Япония

АГРОДРОНЫ применяют здесь для полива полей, внесения удобрений. Аппараты со специальными датчиками могут определять, какие участки полей высыхают или нуждаются в обработке. В 2012—2013 годах на полях трудились уже около 3000 беспилотников. Однако заменить людей полностью пока не удается: аппарат не сможет собрать урожай, перегнать стадо, перепахать грядку.

Россия

СТОИМОСТЬ комплекса для эксплуатации беспилотника из наземной станции, компьютера для управления и летательного аппарата в среднем 2 миллиона российских рублей. Несколько лет назад почти все беспилотники в России собирали из импортных запчастей. Сейчас их разработкой активно занимается военная промышленность. Ученые создают экспериментальные аппараты, способные поднять груз до пяти тонн.

kovalev@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter