У Беларуси есть чему поучиться

В минувшую пятницу в Белграде завершила свою работу одна из самых масштабных экологических акций «Окружающая среда для Европы». Напомню, мероприятие проходит каждые 4 года начиная с 1991-го

В минувшую пятницу в Белграде завершила свою работу одна из самых масштабных экологических акций «Окружающая среда для Европы». Напомню, мероприятие проходит каждые 4 года начиная с 1991-го. Нынешнее, шестое по счету, собрало более тысячи участников из 56 стран, в том числе Беларуси. 

…В Сава-центре, названном так по имени притока Дуная – Савы — и расположенном достаточно близко от водной глади, все дни проведения конференции было многолюдно. Группы людей «перетекали» с этажа на этаж, из комнаты в комнату. Обсуждения не прекращались даже в обеденных перерывах и кофе-паузах. Еще бы! Ведь речь шла о том, что волнует всех, живущих на Земле, – об экологии. Конечно же, обсуждались самые больные темы: изменение климата, сохранение биоразнообразия, обращение с отходами, вопросы, связанные с трансграничными водами, с загрязнением окружающей среды промышленными предприятиями, и многое другое. 

Повестка дня конференции была очень объемной, насыщенной  выступлениями. Достойно была представлена и наша страна. Как «Р» писала ранее, честь выступить с основным докладом по мониторингу окружающей среды выпала Беларуси. Впрочем, нашим экологам действительно есть чем поделиться с коллегами, и это не просто слова. 

Как отметил в своем докладе министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Леонтий Хоружик, национальная система мониторинга окружающей среды появилась в нашей стране еще в начале 90-х годов прошлого столетия. И сегодня у нас нет ни одной государственной отраслевой или территориальной программы в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, которая не учитывала бы данных мониторинга. «Без их анализа не создается ни один объект, не размещается ни одно предприятие, которое может быть потенциальным источником опасности для окружающей среды, – подчеркнул министр. — Благодаря этому наметилась стабилизация экологической ситуации в стране в условиях динамичного развития экономики». 

Одной из важнейших тем конференции стала тема образования в целях устойчивого развития. Напомню, что представители профильных министерств ряда стран, в том числе заместитель министра образования Беларуси Татьяна Ковалева, работали в дни конференции плечом к плечу с коллегами-экологами, поскольку и те и другие согласились с важностью экологического образования. И здесь Беларусь достигла значительных результатов, в то время как многие страны еще в начале этого пути: у нас создана система непрерывного экологического образования от школы до вуза. 

Масштабным документом, который рассматривался на конференции и очертил не только экологическую ситуацию в Европе, но и вычленил больные вопросы, стал доклад «Окружающая среда Европы – четвертая оценка». Его составляло Европейское агентство по окружающей среде, однако участие в подготовке материалов приняли многие страны, в том числе и Беларусь. Как рассказал начальник отдела международного сотрудничества Минприроды Александр Рачевский, успехи Беларуси в области охраны окружающей среды в целом получили на конференции очень высокую оценку. «Был сделан значительный шаг вперед  по сравнению с первым обзором, подготовленным в 1996 году, — подчеркнул он. — Отмечалось, что Беларусь не является проблемной страной с точки зрения охраны окружающей среды, поскольку фактически по всем острым вопросам ведется работа».  

Как «Р» писала ранее, у каждой из прошедших конференций свое «лицо». Например, встреча в Орхуссе знаменита принятием ряда крупных документов, в том числе Орхусской конвенции, которая упростила доступ общественности к экологической информации, а киевская конференция запомнилась подписанием Протокола по стратегической экологической оценке к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, Протокола по охране воды и здоровья к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года и т.д. На Белградской конференции не было подписано документов первого уровня. «Но это не потому, что мы их не выработали, — прокомментировал Александр Рачевский, — а потому, что мы заранее договорились, что таких документов в Европе и без того достаточно много. Речь шла о том, чтобы присоединяться к ним и выполнять заложенные там обязательства. Например, в Киеве было подписано 3 протокола, и ни один из них за 4 года не вступил в силу. Сегодня надо приложить усилия, чтобы изменить ситуацию». 

Вместе с тем значимым событием конференции стало подписание соглашения в области охраны окружающей среды между Беларусью и Сербией. Министр природных ресурсов Сербии Саша Драгин в беседе с журналистом «Р» отметил, что такой меморандум очень важен для Сербии, поскольку Беларусь накопила серьезный опыт в природоохранной деятельности, который Сербия с удовольствием переняла бы. На обмен опытом рассчитывают и белорусы. По словам Леонтия Хоружика, в этом меморандуме определен перечень вопросов, которые мы намерены развивать. В частности, речь об обмене опытом в области нормотворчества, научными разработками, что позволит совершенствовать работу министерства. К слову, Минприроды Беларуси подписало около 8 подобных двусторонних документов. И, по мнению Леонтия Ивановича, зачастую «они приносят большую пользу, чем другие акты, поскольку в них заложено больше конкретики». 

По традиции итог каждой конференции — принятие Декларации министров. Это особый документ, который впоследствии становится настольным для каждого министра. Именно на основании его в ближайшие 4 года они будут строить работу министерств. А потому к выработке этого документа, общего для более полусотни стран, подходят так серьезно. В этот раз обсуждение его положений началось за четыре дня до старта конференции. До 21—23 часов трудилась над ним специальная рабочая группа, в состав которой входил и Александр Рачевский. 

По его словам, работа группы старших должностных лиц была непростой, поскольку подходы к многим сложным проблемам сильно разнились. Кроме того, обсуждались такие позиции: может ли процесс «Окружающая среда для Европы» координировать вопросы, связанные с изменением климата, образованием, энергетикой, поскольку они носят глобальный характер. «Много времени ушло на выработку общих позиций, подходов, — говорит Александр Рачевский. – Дискуссии, особенно когда речь идет о таких крупных игроках на этом поле, как США, Европейский союз, Россия, у которых были диаметрально противоположные взгляды, носили достаточно острый характер. Консенсус по многим позициям рождался очень сложно, поскольку нужно было подготовить документ, который устроил бы всех. Задача группы старших должностных лиц заключалась в полном снятии скобок с декларации. Говоря о позиции США, отмечу, что она была очень проблематичной: подвергался сомнению сам процесс «Окружающая среда для Европы» и говорилось о необходимости его реформировать. Этот вопрос будет рассматриваться и, возможно, даже на следующей конференции». 

Однако, по мнению собеседника, не стоит забывать, что процесс «Окружающая среда для Европы» был ядром всех действий, которые потом распространялись на различные сектора экономики. «Если сначала мы работали только в области охраны окружающей среды, — говорит он, — то потом появились вопросы энергетики, транспорта, образования и т.д., и все они тоже связаны с экологией». На конференции неоднократно подчеркивалось, что процесс был неоценим, в частности, для стран ВЕКЦА (Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии), и этому есть практические подтверждения. А потому, как отметил Александр Рачевский, Евросоюз и еще ряд стран выразили принципиальную позицию по поводу сохранения процесса «Окружающая среда для Европы». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter