Уникальные документы, редкие фото, личные вещи государственных деятелей — Национальный исторический музей готовит масштабный проект к 17 сентября

«Ты з Заходняй, я з Усходняй нашай Беларусi»

Школьные тетрадки, исписанные одинаково ровным каллиграфическим почерком, но с мгновенно бросающейся в глаза разницей: в одном случае на белорусском, в другом — на польском языке. Листовки с эмоциональными призывами голосовать за советскую Белоруссию. Личные вещи участника революционного движения в Западной Белоруссии, политического и государственного деятеля Сергея Притыцкого. С этими и другими уникальными экспонатами, раскрывающими тему воссоединения Восточной и Западной Белоруссии, уже третий месяц знакомятся посетители Национального исторического музея. Пока это только часть большого выставочного проекта, приуроченного ко Дню народного единства. Торжественная церемония открытия следующей выставки проекта состоится в Национальном историческом музее 16 сентября. В преддверии этого события по музейным залам прошлись корреспонденты «Р».

Директор Национального исторического музея Александр Храмой может многое рассказать о каждом экспонате выставки.

Акт исторической справедливости

— Один из самых интересных экспонатов — оригинал Декларации о вхождении Западной Белоруссии в состав Белорусской Советской Социалистической Республики, — обращает наше внимание на документ под стеклом директор Национального исторического музея Александр Храмой, ставший на время нашим экскурсоводом по экспозиции. — Как известно, декларация была единогласно принята Белорусским народным собранием 29 октября 1939 года, заседание которого прошло в Белостоке.

Один из самых интересных экспонатов — оригинал Декларации о вхождении Западной Белоруссии в состав Белорусской Советской Социалистической Республики.

На пожелтевшем документе отчетливо видны подписи участников объединительного съезда, а его атмосферу хорошо передает разместившаяся здесь же картина. Сохранились и свидетельства разъяснительной и агитационной работы, проведенной накануне этого события, — листовки, призывающие население Западной Беларуси поучаствовать в первых выборах делегатов Народного собрания. Их лаконичный текст даже человеку, далекому от исторической науки, помогает понять особенности того времени и суть происходивших преобразований: «Мы голосуем за советскую власть». «Трудящиеся женщины! Советская власть несет освобождение народу. Голосуйте за Советскую Белоруссию». «Миновали черные дни насилия, нищеты и бесправия. Солнце новой жизни озаряет поля, села и города Западной Белоруссии. Да здравствует Советская Белоруссия!» «Пришел конец власти помещиков. Народное собрание должно утвердить конфискацию помещичьих земель крестьянскими комитетами и раздачу их крестьянам».

Такие листовки стимулировали общественную активность. В выборах депутатов в Народное собрание Западной Белоруссии 22 октября 1939 года участвовали все слои населения. На избирательные участки пришло 96,7 процента выборщиков.

Лаконичный текст листовок помогает понять суть происходивших преобразований.

— Все эти процессы происходили в первые месяцы после воссоединения Западной и Восточной Беларуси, — рассказывает Александр Храмой. — И сохранившиеся документы точно передают исторический контекст воссо-

единения белорусского народа в 1939 году, раскрывают суть данных событий как акта исторической справедливости. Они показывают, что наш народ стремился стать единым. Когда Президент 7 июня подписал указ об учреждении государственного праздника Дня народного единства, работники музея буквально за четыре дня подготовили выставку из материалов, имевшихся в собственных фондах. Экспонатами помогли также наши партнеры — Национальный архив Республики Беларусь и Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов. Экспозиция отражает жизнь белорусского народа в межвоенный период — с 1921 по 1939 год. С ней уже ознакомились около 50 тысяч человек.
Блокнот участника освободительного похода, на котором значится дата 18 сентября 1939 года.

Не меньший интерес, чем оригинальные документы, представляют вещи того времени. Здесь, например, можно увидеть блокнот участника освободительного похода, на котором значится дата 18 сентября 1939 года — следующий день после исторического события, письменный прибор Сергея Притыцкого, подаренный ему в Москве в ноябре 1939 года, когда внеочередная V сессия Верховного Совета СССР первого созыва удовлетворила просьбу Народного собрания Западной Беларуси и включила ее территорию в состав СССР, объединив ее с БССР. Здесь же его ручка и карандаш.

— У нас имеется еще плащ Сергея Осиповича, который пока на реставрации — комментирует по ходу осмотра экспозиции Александр Храмой. — Но к моменту торжественного открытия выставки в большом зале музея он, конечно же, будет представлен в ряду экспонатов. Также покажем личные вещи Пантелеймона Кондратьевича Пономаренко — первого секретаря ЦК КПБ в 1938—1947 годах. Кроме того, для посетителей мы планируем распечатать страницы периодики того времени, чтобы каждый мог унести с собой частичку исторической информации, приобретающей особую ценность и смысл в Год народного единства. Работа над ним сейчас продолжается. А название выставки, которым стали известные строки Янки Купалы «Ты з Заходняй, я з Усходняй нашай Беларусi», точно передают ее главный посыл — стремление нашего искусственно разделенного народа жить вместе на своей исторической Родине. Одновременно с Национальным историческим музеем аналогичные выставки начнут работать в областных музеях страны и в течение будущего года проедут по всем уголкам Беларуси.  

Письменный прибор Сергея Притыцкого, подаренный ему в Москве в ноябре 1939 года.

Кажется, с того дня минуло не так и много времени — что такое чуть более восьми десятилетий в масштабах истории? Однако наше внимание сегодня привлекают даже, казалось бы, такие обыденные вещи того времени, как ученическая тетрадь, записная книжка или ластик. В преддверии Дня белорусской письменности Национальный исторический музей открыл еще один выставочный проект, который позволяет проследить эволюцию письменных и школьных принадлежностей межвоенного периода. Собрать экспозицию, которая заинтересует и детей, и взрослых, помог известный белорусский коллекционер, автор проекта «В поисках утраченного», лауреат премии «За духовное возрождение» Владимир Лиходедов. Ее можно будет увидеть как в ближайшее воскресенье в Копыле, так и во время открытия большого выставочного проекта накануне Дня народного единства.

Буквы разные писать

Две стеклянные витрины с письменными принадлежностями, которыми пользовались школьники БССР и Западной Беларуси, на первый взгляд в чем-то похожи. Обычный школьный набор — перьевые ручки, тетрадки, карандаши, ластики. Отличия разве что в языке — в витрине, собравшей канцелярские и школьные товары Западной Беларуси, все исключительно на польском, — да в стиле. «Советская» витрина имеет простой и строгий вид, «польская» отличается куда большим цветовым разнообразием. Обращает на себя внимание и документ ученика польской школы — свидетельство об окончании учебного года, выданное 14 июня 1935 года. Его получали школьники по окончании каждого класса. Другое дело, что доступным образование было немногим западным белорусам: с 4-го класса школа становилась платной, стоимость года обучения составляла 280 злотых — по тем временам значительная сумма, выплатить которую по карману было далеко не всем.

Образование в советской школе было бесплатным и общедоступным для всего населения. В витрине, где помещены вещи, которыми пользовались ученики БССР, есть и довольно экзотичные предметы наподобие папки для бумаг и тетрадей, изготовленной из… дерева, или тетрадей с лозунгами и призывами. По ним можно запросто судить о том, какими насущными заботами жили наши деды и прадеды. К примеру, на одной из обложек можно прочитать такое обращение: «Пионеры и школьники! Предупредим опасность от колорадского жука. Колорадский жук — злейший враг картофельных полей. Тщательно ищите колорадского жука на ботве картофеля с июня по октябрь. Обнаружив колорадского и сходного с ним жука или личинку, поместите в бутылочку с керосином и передайте учителю или председателю колхоза. На место обнаружения немедленно вызывается агроном райсельхозотдела, МТС или государственной инспекции по карантину растений для принятия мер по уничтожению жука».

Оригинальные предметы, которыми пользовались школьники Белорусской ССР и Западной Беларуси в межвоенный период.

— Из одной этой надписи можно получить массу информации о том времени, — обращает наше внимание директор Национального исторического музея. — И то, что с детства советская школа старалась приучить детей к труду, и то, что климат тогда немного отличался от нынешнего — картофель на полях оставался и в октябре, и что колорадского жука воспринимали как очень серьезную угрозу урожаю.

Владимир Лиходедов, чей стаж коллекционера насчитывает уже пятый десяток лет, активно участвует в подготовке проекта и насыщении экспозиции интересными предметами из межвоенного периода истории нашей страны. Он не сомневается, что выставка будет интересна широкому кругу посетителей:

— Во-первых, сам период очень значим для истории нашей страны. Белорусский народ, искусственно разделенный почти на два десятка лет, получил возможность строить свое государство и развивать его для будущих поколений. А экспонаты выставки показывают нам две реальности, в которых жили белорусы. И эти «два мира» — своего рода напоминание нам о том, как важно ценить свою страну, ее независимость.

Кстати, к празднику выходит новая книга Владимира Лиходедова «17 верасня. Дзень народнага адзiнства», анонсирование которой состоится на Дне белорусской письменности в Копыле, а презентация — 16 сентября в Национальном историческом музее. Автор проделал большую работу по сбору фотоматериалов, документов, раскрывающих суть важного исторического события.

— Идея создания такой книги возникла еще в прошлом году, — рассказывает о своей задумке автор. — Когда Президент утвердил государственный праздник, это только ускорило работу. Хотелось, чтобы как можно больше людей

узнало о стремлении нашего народа жить вместе и беречь свою государственность. Книга состоит из трех разделов. Первый посвящен непосредственно дню воссоединения Беларуси. В нем — вся хронология событий 1938 года: настроение людей на митингах, избирательных участках, визит нашей делегации в Москву, речь Притыцкого на внеочередной V сессии Верховного Совета СССР первого созыва, включившей территорию Западной Белоруссии в состав СССР. Во втором разделе показана многонациональная Беларусь. В третьем — многоконфессиональность. В белорусском городе или местечке запросто можно было увидеть и церковь, и костел, и синагогу, и мечеть, и кирху. Фото тех лет, а в книге более 500 уникальных снимков из моей коллекции, подтверждают, что на нашей территории дружно сосуществовали представители разных национальностей: белорусы, русские, евреи, поляки, литовцы, латыши, татары, немцы, французы и даже китайцы, корейцы и монголы. Но при этом люди, жившие на этих землях, несмотря на многонациональность и разное вероисповедание, по зову души считали себя белорусами.

КОМПЕТЕНТНЫЙ  КОММЕНТАРИЙ

Сергей Третьяк, заведующий отделом новейшей истории Беларуси Института истории Национальной академии наук:

— Система образования как в советской Беларуси, так и в Западной Белоруссии в составе Польши была продуктом революционной эпохи. Но результаты, к которым они пришли к 1939 году, существенно отличаются.

В 1930-е годы система образования в БССР, как и во всем Советском Союзе, претерпела значимые изменения. Были восстановлены классно-урочная система обучения с учебными предметами и система оценок, ученик нес личную ответственность за свою учебу. К 1932 году завершился переход ко всеобщему начальному образованию, тогда же началось преобразование семилетней школы в среднюю с 10-летним сроком обучения. В 1939/40 учебном году в восточных областях Беларуси работало 7195 школ, из них 1707 семилетних и 759 средних. Число учащихся достигло более 1,1 миллиона. За 20 межвоенных лет около миллиона взрослых стали грамотными, а более 800 тысяч перестали быть малограмотными.

Иначе обстояло дело в Западной Белоруссии, где проводилась насильственными методами политика национальной ассимиляции. Под надуманными предлогами закрывались белорусские школы, издательства, библиотеки, избы-читальни. В 1919/20 учебном году в Беларуси действовало 514 белорусских начальных школ. Однако в ходе развертывания польской оккупации и после включения Западной Белоруссии в состав польского государства абсолютное их большинство перестало существовать — к 1923 году остались только 32. Из семи гимназий, которые были основаны в течение 1918—1922 годов в Будславе, Вильно, Гродно, Новогрудке, Городке Вилейского повета, Несвиже, Радошковичах, к середине 1920-х уцелело лишь четыре — в Вильно, Новогрудке, Радошковичах, Клецке (открыта в 1924 году вместо закрытой Несвижской гимназии). Основными причинами их закрытия были финансовые трудности, административно-полицейские гонения. Во второй половине 1920-х предпринимались попытки открытия белорусских гимназий в Глубоком, Гродно, Слониме, Дисне, Лиде, Пинске, однако они не имели успеха. В отношении белорусских гимназий польские власти предъявляли обвинения в «антигосударственной деятельности». После 1934-го осталась единственная белорусская гимназия в Вильно как филиал польской гимназии им. Ю. Словацкого. К 1937/38 учебному году не осталось ни одной белорусской начальной школы, только пять польско-белорусских школ. И это при том, что на сентябрь 1939 года 129,8 тысячи детей школьного возраста остались без обучения, это были преимущественно дети из белорусских деревень.

К концу 1930-х польские власти так и не смогли обеспечить обещанного всеобщего начального обучения, серьезных сдвигов в решении проблемы неграмотности не было. Во многих местностях Западной Белоруссии, особенно на Полесье, продолжали существовать «бесшкольные округа». В 1936 году в Полесском воеводстве из 236 тысяч детей школьного возраста 53 тысячи не были охвачены начальным обучением. В Виленском школьном округе 21,6 процента детей не училось. Всего на западнобелорусских землях в 1938/39 учебном году не посещали школу более 100 тысяч детей.

СПРАВКА  «Р»

В результате польско-советской войны 1919—1920 годов территория Беларуси была разделена между двумя государствами. После подписания Рижского мирного договора 18 марта 1921 года западные территории были присоединены к Польше. В составе польского государства оказались территория Новогрудского, большая часть Полесского воеводств, восемь восточных уездов Белостокского воеводства. Позже к ним добавилось Виленское воеводство, образованное после присоединения к Польше в марте 1922 года Ошмянского, Браславского, Воложинского, Вилейского, Виленско-Трокского, Дисненского, Молодечненского, Поставского, Свенцянского уездов. Площадь этого региона, в котором проживало преимущественно белорусское население, составляла около 113 тыс. кв. км. За этими землями закрепилось неофициальное наименование «Западная Беларусь», которое власти Польши не признавали, используя название «крэсы всходне» (восточные окраины). В восточной части была создана Белорусская Советская Социалистическая Республика, вошедшая в состав СССР.

Свыше 80 процентов населения Западной Белоруссии было занято в сельском хозяйстве. Подавляющее большинство крестьян были малоземельными, к тому же из-за тяжелых налогов и высоких цен на промышленные товары широкого потребления люди нищали.

khlystun@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter