Ты проснешься на рассвете…

По  данным  Министерства спорта  и  туризма Беларуси, в  стране реально  принимают отдыхающих 72  туристические усадьбы

По  данным  Министерства спорта  и  туризма Беларуси, в  стране реально  принимают отдыхающих 72  туристические усадьбы

— Объясняется все просто: там очень красивые места,  — говорит Виктор Архипович. – Озера, реки, леса… Недавно был в Россонском районе на открытии усадьбы «Бобровая хата». Трехэтажный дом стоит на берегу озера, за которым уже Россия. Как и положено, в здании пять жилых комнат. Предусмотрены многие услуги, рядом теннисные корты, баня, рукой подать до леса… А  «Кролова хата»? О ней уже также знают за пределами Беларуси.  Люди едут сюда из-за рубежа, чтобы отдохнуть, побыть наедине с природой. Ощущения незабываемы. Кстати, иностранцы больше предпочитают единение с природой. А наши — более активный отдых: лодки, плоты, велосипеды…. Как иногда шутят жители Россонского района, у них 3 тысячи озер, а живут всего 12 тысяч человек. Выходит по озеру на семью.  Как видите, резервы для развития агроэкотуризма большие. 

Сколько же туристов принимают усадьбы? Статистики нет,  так как индивидуальные предприниматели по закону не обязаны отчитываться. Однако у Минспорта свои прогнозы. Лучшие  усадьбы в год принимают до 300 человек.  Если учесть, что активность приходится не более чем на 30 выходных, то отдыхают до десяти человек в день. Нагрузка большая. Ведь в усадьбах, как правило, работает только хозяин и члены его семьи. Немногие привлекают наемных рабочих. 

— Но это не сказывается на качестве обслуживания, — замечает  Янковенко. – Мы его строго контролируем. Нет, не вмешиваемся в   дела усадеб, для этого есть другие органы, скажем, финансовые, правоохранительные. Недавно правительство утвердило типовой договор между гостем и владельцем усадьбы, где оговорены права и обязательства сторон. При его разработке старались, чтобы не были ущемлены ничьи права. Документ получился, считаю, довольно либеральный, однако он все же обязывает соблюдать цивилизованные нормы, вводит правовые нормы.  Владелец и все работники должны пройти медицинское освидетельствование. Смотрим, какие программы предложены посетителям, что есть, кроме питания и ночлега… Да и те люди, которые  занимаются агротуризмом,  вызывают у нас уважение. По крайней мере, не видно тех, для кого главное – урвать побольше. Хотя, может, позже, когда этот вид туризма получит широкое распространение, появятся и такие. Но теперь пришли те, которые настроены серьезно.  

Сегодня усадьбы открыли бывшие учителя, председатели и специалисты сельскохозяйственных предприятий, горожане, имеющие корни в городе. В министерстве уверены, что после выхода в июне указа главы государства о поддержке агроэкотуризма желающих им заняться будет гораздо больше. 

— Указ предоставляет большие льготы, — продолжает начальник управления. – Это раньше надо было обивать пороги кабинетов. Сейчас, если ты сельский житель и имеешь дом, приходи в сельсовет, пиши заявление и плати одну базовую величину – 31 тысячу рублей. Ни в одной отрасли нет таких льгот. Правда, положения указа не относятся к курортным зонам, ими также не могут воспользоваться те, кто прописан в городах и горпоселках: надо регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Да, уже есть недовольные горожане, которые имеют дома в деревнях и принимают там туристов. Какой выход? Пропишитесь на селе. Один минчанин, имеющий усадьбу в Пуховичском районе, так и сказал мне: «Я уже созрел. Собираюсь переезжать туда на постоянное жительство». Очень бы хотелось, чтобы предоставленными льготами воспользовались сполна. 

Сейчас в Беларуси реализуются и проекты ТАСИС. Так, в Беловежской пуще создано 12 туристических усадеб за средства, выделенные по одному из этих проектов. А по программе ТАСИС «Темпус» страна получит 400 тысяч евро на развитие веломаршрутов по Белорусскому Поозерью  — по северо-западу Витебской области. Будут не только разработаны маршруты,  но и создана необходимая инфраструктура. 

— Мы сравниваем наши турусадьбы с усадьбами других государств, — говорит Виктор Янковенко. – В численности мы проигрываем. К примеру, Литве. Но если посмотреть внимательно, то в соседней стране большая их часть расположена вдоль морского побережья. У нас же моря нет, усадьбы открываются на берегах озер, рек, вблизи лесов… И мест, где можно развивать агроэкотуризм, очень много. Обнадеживает и то, что многие хозяева  думают о будущем своего дела.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter