Связывает ли Турция свое будущее с ЕС?

Турецкие мотивы в Евросоюзе

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на днях снова призвал власти ЕС выполнить свое давнее обещание и предоставить Анкаре полноправное членство в организации. Кроме того, Эрдоган заверил, что свое будущее Турция связывает с Европой и считает себя неотъемлемой ее частью.

thelondonpost.net

 Свое желание присоединиться к европейскому сообществу Анкара обозначила еще несколько десятилетий назад. Однако переговоры о вступлении в ЕС были открыты только в 2005 году и довольно быстро зашли в тупик.

 После этого Эрдоган неоднократно давал понять, что Турция больше не намерена стоять в европейском предбаннике и станет проводить самостоятельную внешнюю политику. После попытки военного переворота летом 2016-го, когда большинство европейских лидеров заняли весьма двусмысленную позицию и уклонились от прямой поддержки президента Эрдогана, отношения ЕС и Турции охладились еще больше.

С этого времени Турция осуществляла внешнюю политику, которую сложно охарактеризовать иначе как фронду в отношении ЕС и западного мира в целом. Эрдоган вел свою политику в Сирии, совместно с Россией и Ираном способствуя фактическому выдавливанию ЕС и США из региона. Военно-политическое сотрудничество Анкары с ЕС и НАТО также ознаменовалось чередой скандалов: выдворение немецких военных с турецкой базы Инджирлик, закупка Анкарой российских ракетных комплексов С-400 вразрез с негласной монополией западных производителей вооружений в рамках блока НАТО. Наконец, обостряется противоборство Турции с Грецией, Кипром, Италией и Францией за контроль над энергетическими ресурсами восточного Средиземноморья и Ливии. Во внешнеполитической риторике Анкары также все выразительнее звучат мотивы неоосманизма и пантюркизма, которые не могут понравиться никому в Европе.

И вот на этом фоне вновь зазвучали заявления о приверженности Турции европейскому выбору. Сделаны они, правда, в весьма своеобразной манере, не столько примиренческой, сколько наступательной: Эрдоган призвал европейских политиков признать свои ошибки в отношении Турции и едва ли не покаяться. Тем не менее сигнал достаточно очевидный: Турция рассчитывает на новое сближение с ЕС.

По сути, это означает, что Анкара признала: турецкая экономика слишком зависит от связей с ЕС и переживает сегодня далеко не лучшие времена. Недавняя угроза возможного разрыва соглашения о свободной торговле между ЕС и Турцией, озвученная французским президентом Макроном, в случае своей реализации способна нанести по турецкой экономике серьезный удар. Вступать в конфронтацию с ЕС Анкаре сейчас явно не с руки.

Однако стремление Турции вступить в ЕС явно мотивировано не желанием принять европейские ценности и послушно следовать указаниям из Брюсселя. Напротив, Турция хочет получить доступ к системе принятия решений в ЕС и использовать ее в своих целях, например, в вопросах политического статуса Северного Кипра или принадлежности газовых месторождений в Средиземном море. Кроме того, членство в ЕС позволит лучше координировать работу с обширной турецкой диаспорой в Европе, которую Анкара рассматривает в качестве важного инструмента своего влияния.

Все это прекрасно понимают и в ЕС. И именно поэтому там не хотят видеть в своих рядах Турцию, которая своенравной политикой способна еще больше расшатать и без того весьма непрочное европейское единство. Поэтому призывы Эрдогана о начале диалога по поводу вступления Турции в ЕС вряд ли будут услышаны, а отношения Анкары и Брюсселя впредь останутся весьма турбулентными.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter