Как Эрдогану удается сохранить популярность?

Турецкая драма

Последний теракт в Стамбуле вновь приковал внимание всего мира к Турции. Да оно, в общем-то, и не ослабевало. И дело здесь не только в прифронтовом статусе этого государства. Процессы, происходящие в турецком обществе последние полтора десятка лет, интересны сами по себе.


Что касается взрыва на площади Султанахмет (пожалуй, одного из красивейших мест в мире, ведь это исторический центр бывшей византийской столицы), то здесь уже существует множество суждений и домыслов. От официальной версии, что за терактом стоит «ДАИШ», до подозрений оппозиции в причастности к нему властей. Мы сейчас не будем вдаваться в анализ всех этих предположений. Стамбульский теракт, несмотря на всю свою чудовищность и трагичность, дает основание порассуждать о современном состоянии турецкой политики.

И кодовое слово к пониманию происходящего в Турции — Эрдоган. Этот удивительный человек уже не раз демонстрировал умение выходить из таких переделок, что по праву может свысока смотреть на многих своих коллег-политиков из Старой Европы. Рецепт успеха турецкого президента не так уж и прост. Он соединяет в себе жесткость Мустафы Кемаля Ататюрка, самомнение османских султанов, изворотливость их же великих визирей, идеологическую убежденность своего учителя Неджметтина Эрбакана. Как это ни покажется парадоксальным, но в характере Эрдогана есть что-то и от Владимира Путина (или наоборот — это уж как угодно). По крайней мере, оба строят государства, в которых демократические начала теснейшим образом переплетаются с сильной авторитарной тенденцией.

Эрдоган начал свой путь как проводник вполне умеренного и цивилизованного «политического ислама». В начале нулевых годов многим казалось, что это прекрасная и своевременная альтернатива тому варварскому радикализму, который воплощала пресловутая «Аль-Каида». Тем более что тогда в сознании турок происходила настоящая ментальная революция. Раньше на протяжении многих десятилетий турецкие дети в школе учили, что Турция с трех сторон окружена морями, а с четырех сторон — врагами. Но министр иностранных дел (а сейчас уже глава правительства) Ахмет Давутоглу выдвинул новую концепцию «Ноль проблем» — то есть исключение конфликтов в отношениях с соседями. И эта стратегия стала приносить плоды. При этом Анкара всячески подчеркивала, что не стремится к гегемонизму. В сочетании с экономическими успехами это сформировало «золотую эру» — стремительное укрепление Турции в первые годы правления Эрдогана и его партии.

На волне «арабской весны» концепция стала меняться. И вот уже турецкие политики начали заявлять, будто особая роль Турции в регионе продиктована исторической необходимостью. Складывается ощущение, что Эрдоган стал очень спешить, все чаще допуская ошибки. Последние парламентские выборы его партия выиграла с огромным трудом и со второго раза. В стране не утихают коррупционные скандалы, до предела обострилась застарелая курдская проблема. Экономический рост сменился стагнацией. За два-три года у Анкары испортились отношения с большинством соседних государств.

Но Эрдоган не сдается. И не сдастся. Ведь турецкий президент борется не за власть. Он ведет борьбу за собственную жизнь, за своих близких. Политическая ситуация в Турции сейчас такова, что противники правящей партии в случае победы жаждут сведения счетов. 

Можно, конечно, спросить: а нам какое дело до всех этих хитросплетений турецкой жизни? В русской литературе есть два произведения, в которых авторы создали гротеск на обывательские рассуждения о политике. Это «Записки сумасшедшего» Гоголя и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова. В первом мелкий канцелярский служащий Поприщин свихнулся, размышляя о судьбах испанского престола. А советские классики ввели незабвенный образ «пикейных жилетов» — черноморских старичков, которые у столовой № 68 постоянно спорили о мировых проблемах. Не уподобляемся ли и мы этим не самым привлекательным персонажам? Надо полагать, что ничуть. Ведь мир изменился, и если раньше революция в Испании нисколько не затрагивала реальные жизненные интересы служащего петербургского департамента, то сейчас взрыв в Стамбуле и интриги турецких политиков могут иметь самые далеко идущие последствия. И затронут они не только туристов или торговцев. Как тут не вспомнить путинское сакраментальное: «Помидорами не отделаетесь…»

gigin@belta.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter