Варианты ответов из недавнего опроса в одном из туристических сообществ (у игроков рынка интересовались, сколько, по их мнению, должен стоить подбор тура) больше оказались похожи на задачи из школьных учебников. В ответах фигурировали суммы в условных единицах: 10, 20, 40… Большинство респондентов сошлись во мнении: за помощь в выборе путевки будущий путешественник должен заплатить примерно 40 рублей. Именно в такую сумму они оценили время на подбор желанного тура для клиентов, которые могут уйти к конкурентам или самостоятельно забронировать ту же гостиницу через онлайн-сервис.
В последнее время турагенты все громче заявляют об ущемлении своих прав. Волнения на рынке начались в середине лета, когда одно из агентств громко заявило: компания тратит немало средств на повышение квалификации своих специалистов, подбирает подходящий под бюджет каждого клиента пакет услуг и не оставляет путешественников один на один с их проблемами.
Чтобы отсеять легкомысленных граждан, ввели плату за подбор тура в размере 50 рублей. Если сотрудничество завершится покупкой, эта сумма пойдет в счет оплаты поездки. К слову, этот случай был не первым на рынке, просто заметным. Подобная практика на тот момент уже была, пусть и в считаных агентствах. «Такса» колебалась в пределах 40—80 рублей.
Туристов такой расклад возмутил. В магазинах же, замечают граждане, не берут деньги за информацию о том, какой товар где лежит и чем утюг одного производителя отличается от аналогов у конкурентов. Да и на рынке примерка бесплатна. Турагенты таким сравнением, кажется, оскорбились. По их мнению, в последнее время развелось слишком много «бегунков» — людей, которые оставляют заявки в десятках компаний, а потом выбирают из тех, кто предложит большую скидку.
Говорят, такая платная услуга была и раньше, во времена лицензирования туристической деятельности. Но после ее отмены в 2011 году фирмы начали практиковать бесплатный подбор тура. Когда это стало повсеместным, подключили скидки. Со временем дисконт стал головной болью.
Туристов не раз предупреждали: там, где предлагают снизить цену путевки больше, чем на пару процентов, есть вероятность попасть в неприятную историю. Но желание сэкономить велико, да и риск, как известно, дело благородное. Дошло до того, что сообщество турагентств написало открытое обращение к туроператорам с просьбой проводить единую с ними ценовую политику. Письмо опубликовали на сайте петиций и продублировали в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли.
Неудивительно, что туристическая отрасль решила пойти другим путем: отсеять часть хитрых клиентов и перенаправить их туда, где путевки подбирают бесплатно. Последние компании из-за выросшего потока, как ожидается, постепенно вынуждены будут ввести плату. Тем временем по просьбе активных игроков рынка Республиканский союз туристической индустрии предлагает дополнить будущий Закон «О туризме» положением о том, что фирма может продавать не только комплекс туруслуг, но и отдельные из них. Хотя в Минспорта и туризма замечают: и сейчас ничто не мешает оказывать платные консультации. Но одно дело, когда это твоя прихоть, другое — законодательная норма.
Другие компании считают, что вначале надо определиться с подходом. Например, стоит ли указывать верхнюю планку стоимости? Как быть с онлайн-заявками? Ведь, похоже, придется всех приглашать в офис. Готовы ли турфирмы, где практикуется плата за подбор тура, навсегда отказаться от скидок?
Вопросов, словом, много, а четких ответов пока нет. Но, похоже, выбранная тактика некоторых турагентств в следующем году может получить широкое применение. Тем более что соседи — россияне и украинцы — тоже внедряют подобный барьер в борьбе с необязательными гражданами. Выходит, что клиент у нас уже не всегда прав? Поживем — увидим.
druk@sb.by
В последнее время турагенты все громче заявляют об ущемлении своих прав
Тур с оговорками
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.