Каждый район мог бы создать на базе крепких хозяйств учебно-производственные центры. Но не создал. Почему?

Туда, где практика правит бал

ЗАДАЧА выработать оптимальную систему подготовки специалистов АПК, поставленная Президентом на республиканском семенаре-совещании о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли, к исполнению обязательна. И скорейшего претворения ее в жизнь требуют реалии сегодняшнего дня. Вдумайтесь: разве это нормально, что лишь каждый второй выпускник сельхозвуза, отработавший распределение, остается в отрасли. Как же разрешить вопрос?

МОЛОДОЙ специалист Алексей ЩЕРБАКОВ — главный зоотехник ОАО «Миорский райагросервис» — окончил Лужеснянский аграрный колледж, учился по сокращенной программе в Витебской государственной академии ветеринарной медицины. Полученные знания успешно применяет на практике.
Фото Казимира БЛАЖЕВИЧА
ТАКАЯ сменяемость специалистов на местах заставляет задуматься о главном — идут ли в аграрные университеты ребята с мотивацией и тесно ли связано их обучение с практикой? Именно поэтому акцент нужно делать не только на самом отборе в вузы, но и создании своеобразных школ, где учатся самые перспективные будущие специалисты АПК.

Требования времени жестки: сейчас выпускник, который покидает стены вуза, должен не только досконально владеть технологией, но и знать, как ее можно улучшить, уметь принимать взвешенные и оперативные решения. А любые из них, как известно, на производстве имеют выражение в деньгах, качестве продукции, ее конкурентоспособности и так далее. Именно поэтому системе аграрного образования, безусловно, есть куда совершенствоваться.

Определенные шаги к прогрессу уже сделаны. Такие мы нашли, к примеру, в Гродненском государственном аграрном университете.

Второй год на базе молочно-товарного комплекса «Рыдели» СПК «Прогресс-Вертелишки» Гродненского района работает Центр практической подготовки специалистов-аграриев. Он объединяет в себе сразу несколько функций: обучение, науку и производство. Получается, центр — это своеобразный класс в реально работающем подразделении, у которого свои проблемы, задачи.

Инициатива его создания принадлежит ректору Витольду Пестису и председателю правления СПК «Прогресс-Вертелишки» Василию Ревяко. Она была активно поддержана Минсельхозпродом и Гродненским облисполкомом.

— Университет располагает современной базой, есть необходимый кадровый потенциал, — замечает Витольд Пестис. — Но инновационное развитие экономики, в том числе аграрного сектора, требует постоянного совершенствования. Это очевидно. И именно практика здесь правит бал. Если мы говорим о центре «Рыдели», то он заточен на отшлифовку знаний по направлениям «Зоотехния» и «Ветеринарная медицина». Два раза в неделю там занимаются студенты 2-го и 3-го курсов. Здесь они имеют возможность задавать прямые вопросы непосредственно работникам комплекса и получать на них конкретные ответы.

Ректор убежден: нужно растить молодого специалиста, которому будет интересно в профессии, который увидит, что устроиться на предприятие с развитой технологией и современным оборудованием возможно. Но выпускник вуза — это еще не совершенный работник, над его классностью предстоит поработать руководителю и специалистам хозяйства. Именно поэтому чрезвычайно важно иметь обратную связь. А агроменеджерам, в свою очередь, понимать, что самый надежный вариант в долгосрочной перспективе, чтобы не остаться на бобах, — растить студентов еще со школьной скамьи.

— Всегда привожу в пример руководителя СПК «Колхоз «Родина» Белыничского района Александра Лапотентова, — говорит Витольд Пестис. — Посмотрите, как он работает: заинтересовывать молодежь в поступлении на аграрные специальности начинает буквально со школьной скамьи. Причем старшеклассникам демонстрируются не только комфортные условия работы, но и то, на каком счету хороший сотрудник. Он имеет, к примеру, достойную зарплату, жилье от хозяйства и даже служебный транспорт. Это прямое свидетельство того, что в глазах школьника имидж аграрной профессии растет. А значит, есть мотивация не только поступать в сельхозвуз, но и возвращаться в хозяйство, где тебя ждут.

К слову, одним из нововведений учебного года обещают стать агроклассы на базе 10—11-х классов школ крупных деревень, сел, небольших городов и районных центров. Учиться в них смогут дети, которые хотели бы связать свою жизнь с сельским хозяйством. Но при поступлении учтут не только это желание, а и уровень знаний. Обучение по предметам будет вестись по специальным программам, где упор сделают, к примеру, в зависимости от ориентации на те или иные дисциплины. Допустим, если мы говорим о будущих ветеринарах и зоотехниках, они будут углубляться в химию и биологию с сельхозуклоном. Плюс обязательны предметы, касающиеся введения в аграрную профессию. В дальнейшем предполагается, что выпускники таких классов получат определенные преференции при поступлении. Возможно и поступление без экзаменов.

В ТОМ, что именно заказчики кадров должны смотреть на перспективу, с коллегой из Гродно солидарен и первый проректор Белорусского государственного аграрного технического университета Николай Романюк. И один из действенных механизмов в этом плане, по мнению Николая Николаевича, целевой набор:

— Он позволяет доказать на практике, что кадровый потенциал хозяйств напрямую зависит от умения работодателей думать о будущем. У нас, к примеру, около 60 процентов студентов — целевики. О чем это говорит? Ребята изначально, когда идут на заключение трехстороннего договора, готовят себя к тому, что встанут на аграрную стезю. Важно понимать и то, что выходцам из деревни устроиться на месте легче, войти в специальность проще. У нас, к примеру, вырисовывается следующая картина. В прошлом году набрали на первый курс более 700 студентов, 520 из которых — на бюджет. Около 7 процентов их — выходцы из Минска и областных центров, остальные родились и выросли в деревнях, поселках и городах с населением до 20 тысяч человек. По сути, представляют специфику сельского хозяйства. Дальше мы «лепим» из таких студентов специалистов.

Причем в этот процесс активно должны включаться именно будущие работодатели. Николай Романюк в пример приводит ОАО «Беловежский». На 1—2-м курсах представители сельхозпредприятия сами наведываются в вуз и отбирают студентов для дальнейшего трудоустройства. Если кто-то соглашается, им идет доплата к стипендии. Плюс все практики отрабатываются на будущем месте работы. Результат такой «вербовки», в хорошем смысле слова, очевиден: в «Беловежском» проблем с кадрами нет.

О практической составляющей обучения. В БГАТУ, как и других вузах, включаются в процесс обучения так называемые базовые хозяйства, куда студенты отправляются на технологическую практику. Затем следует производственная, а уже на преддипломную ребята едут по месту своего будущего трудоустройства (это определяется на распределении). Проходят ее, выполняя дипломный проект с внедрением всего нового, что они почерпнули за время учебы и прохождения практики.

— Наши студенты имеют возможность получить еще больше опыта, — замечает Николай Романюк. — Они проходят практику на базе учебно-научно-производственных центров при СПК «Агрокомбинат Снов», агрокомбинатах «Дзержинский» и «Ждановичи», наших флагманах аграрного производства. Центры созданы нами совместно с Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома в 2011 году. Видим положительный эффект: есть конкретная связь с производством, приобретаются необходимые навыки. Важно, чтобы студенты почерпнули при прохождении практики самое лучшее и полезное, а потом привнесли новшества на свои рабочие места. В идеале было бы иметь такие центры на базе успешных хозяйств в каждом районе.

ПРЕЗИДЕНТ:

— Я ставил задачу в лучших хозяйствах создать школы и направить туда по 10—15, а может быть, по 6—7 перспективных молодых ребят, которые увидят настоящее производство, к которому мы стремимся. Мы их дошлифуем за полгода, максимум за год. Необязательно, чтобы они там все время были, а на пиковых мероприятиях: посевная, уборочная, заготовка кормов, другие технологические приемы — они определят сами, где и сколько им быть. В каждой области должны были быть созданы такие школы. У нас таких предприятий достаточно.

uskova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter