Цветов без любви не бывает.

Специальные дипломы номинантов на премию Союзного государства в области литературы и искусства за 2011–2012 годы вручены авторам павловопосадских шалей из коллекции «Наследие».

Что и говорить, город Павловский Посад, весь в остаревших купеческих домах, одно- и двухэтажных, внешними красотами не блещет. Но неброские приметы, будь то колокольня, оставшаяся от огромного храма над Вохной, бюст героя-партизана Герасима Курина, описанного Львом Толстым, сама платочная мануфактура свидетельствуют о великих делах во славу России.

Стены конференц-зала украшены шалями из коллекции «Наследие». Здесь  «Русь»  и «Восточная сказка» Ирины Дадоновой, «Малиновка» Валерии Фадеевой,  «Лунное сияние» и «Лето в Павлове» Татьяны Сухаревской – всего на премию выдвинуто более полусотни платков.
– Думаю, каждый при взгляде на павловопосадские шали вспоминает свое детство, – сказал заместитель Госсекретаря – член Постоянного Комитета Союзного государства Иван Бамбиза. – В русских деревнях все женщины ходили в таких платках. Да и в городах их носили. Сегодня интерес к павловопосадским шалям возрождается. Неслучайно коллекция названа – «Наследие», через  эти изделия художники много что нам рассказывают о наших корнях, нашей природе и о русском характере. И сегодня мы чествуем художников, с замыслов которых начинается рождение платка. То, что эти изделия 215 лет пользуются спросом, о многом говорит. Вот и представители министерств культуры Беларуси и России, выбиравшие произведения искусства для участия в конкурсе, не смогли пройти мимо павловопосадских шалей.   
Иван Михайлович вручил художникам Специальный диплом номинантов. От имени группы в составе восьми человек – Ирины Дадоновой, Татьяны Сухаревской, Елены Жуковой, Валерии Фадеевой, Елены Фаворитовой, Виктора Зубрицкого, Александра Хопкина и Владимира Стулова – диплом принял Виктор Зубрицкий. Конкурс – в разгаре. Звезда полей и садов не должна подвести художников. Самое время узнать, что вдохновляет мастеров кисти, когда они придумывают новый платок.
Виктор Зубрицкий с Ириной Дадоновой и Валерией Фадеевой только что вернулись со «Славянского базара в Витебске», где представляли коллекцию «Наследие». И Валерия Фадеева интересно рассказывала о том, как родился у нее платок «Малиновка». Еще каких-то полтора десятка лет назад, сказала она, название для платка было не так значимо. «А теперь все изделия – от скатерти до шейных платочков –  автор называет сам.  Бывает, название рождается раньше того момента, как ты прикоснулся карандашом к бумаге. А бывает наоборот. Так было у меня – рисунок сделала на основе садовых зарисовок. Тени, абрисы, а колорита не было. Интуитивно хотелось чего-то сиреневого. И тут слышу по телевизору песню в исполнении Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича – «Малиновка»! Вот и название. И колорит сразу пришел…»
В коллекции у каждого до десятка платков. И, пожалуй, «Русь» Ирины Дадоновой – самый говорящий из всех: глядя на него, ощущаешь, как ниточка тянется из середины XIX века.  «У меня он поначалу «Cлавянкой» назывался, – говорит Ирина Петровна. – А родился так. Году в 65-м поехали мы в Минск – делать зарисовки национальных костюмов и вышивок. И на Яблочный Спас попали в одно село. Церковь, зеленый луг перед ней, и все люди в национальных костюмах, а женщины – в старинных платках. Зеленых, белых, красных.  Нас так гостеприимно приняли, яблок надавали, бубликов, пряников. Одна бабушка к себе водила, показала старинные платки, штук 7 в сундучке. Рассказала, что эти платки передаются от бабок внучкам, а когда девушка выходит замуж, должна в приданом иметь несколько платков. У них как раз одна выходила, и они спросили, не можем ли мы прислать платки. А у нас тогда в магазинах невозможно было купить, все отправляли по республикам.  От того хорошего настроения у меня и родился платок «Славянка». Мне кажется, что-то я в нем нашла, какую-то черточку народную.  А все потому, что красного цвета много, такой красивый, радостный цвет  счастья, неслучайно национальные костюмы многих народов отделывают красным. А вот «Журавушка» у меня получился грустным. Я люблю слушать народные песни, русские и белорусские и даже современные, например у «Песняров» меня очень трогают, иногда я даже реву.
Меня вдохновляют цветы, выхожу в сад, и они меня радуют. Даже когда бывает грустно, выхожу и смотрю на цветы. Вот сейчас вовсю цветут лилии, и мне сразу становится тепло на душе и хочется рисовать. Цветы приносят радость, как живые, так и декоративные, на наших платках». 
Правда, из комнаты, увешанной гирляндами шалей, уходить не хотелось, она была полна атмосферы красоты и любви. Цветы на платке без любви не рождаются. Как и кисти не вяжутся. Женщины, которые делают за смену всего несколько платков, говорили, что, конечно, за монотонной работой им думается о том, кто же такую красоту на себя наденет да куда в ней отправится. А отправляются, сегодня достоверно известно, во все концы света. Мне лично пришлось в платочном магазине покупать платок «Тропический остров» для иностранки. Прилетела она к себе в Амстердам и обнаружила в аэропорту, что платок потеряла. А возила ее за ним в Павловский Посад моя коллега, соседка по дачному жилью. Так голландка позвонила прямо из аэропорта, умоляла слезно купить точно такой. Я купила не только ей, но и себе, так понравился.
Павловопосадские платки известны на весь мир. Для иностранных туристов считается хорошим тоном привезти из России в подарок водку, матрешек и расписные шали, которые так напоминают летние цветы или морозные узоры на окнах. С давних пор на Руси платки считались предметом роскоши, признаком богатства, бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Сегодня мода на роскошные павловопосадские шали вернулась.
Павловопосадская мануфактура зародилась в 1795 году, пережила революцию и войну, но в военное время было не до платков, на предприятии делали плащ-палатки. После войны производство возобновилось и уже не останавливалось ни на час, в буквальном смысле слова. Сегодня предприятие работает в обычном режиме, рабочий день длится восемь часов. Процесс производства платков делится на несколько этапов: сначала создается шаблон, который потом переносится на ткань. На полотно может быть нанесено множество оттенков: чем больше, тем богаче выглядит изделие. Бахрома на платках плетется вручную, на одно изделие уходит в среднем два-три часа. За один день сменщица успевает обработать максимум четыре платка. Многие женщины работают на дому, попутно обучая мастерству своих дочерей, технологии передаются из поколения в поколение.  На сегодняшний день фабрика кормит большую часть города.
 Производство шалей поставлено на поток, штучных изделий не делают. Мы поинтересовались у заместителя генерального директора мануфактуры Вячеслава Долгова, можно ли заказать эксклюзивный платок в единственном экземпляре. «Теоретически можно, но таких заказчиков еще не было. Это будет поистине золотой платок, на один комплект шаблонов уйдет 15 тысяч долларов», – отшучивается Вячеслав Геннадиевич.
Платки производятся из трех разных материалов: шелка, хлопка и шерсти, скатерти делают из льна. Шелк закупают в Китае, именно там его производят уже на протяжении нескольких тысячелетий. Китайский шелк считается лучшим в мире. Шерстяную пряжу заказывают в Австралии и Новой Зеландии. Платки делают на основе натуральных материалов. Павловопосадские изделия по качеству могут с легкостью конкурировать с итальянскими и французскими аналогами. Над сюжетами полотен трудятся настоящие художники. Богатая русская история и красота русской природы – огромная кладовая сюжетов: беды и радости, выпавшие на долю народа, бескрайние заснеженные поля или цветущие летние луга – все это служит вдохновением для павловопосадских художников.
 «Готовы ли вы изменить традициям в угоду европейскому покупателю?» – интересуются у Вячеслава Геннадиевича журналисты.  «На самом деле это миф, что наши платки продаются за границей. Если мы завтра приедем в Лондон или Париж и разложим их на торговых рядах, они не будут пользоваться спросом. Иностранцам видеть это у себя неинтересно, для них это чужая культура. Мы не видим смысла менять свое производство под западный рынок, у нас есть свой покупатель, для него мы и работаем», – пояснил он.
Кстати, на павловопосадские шали наконец обратили внимание российские модельеры. В Ивановском музее ситца – великолепные образцы женских костюмов Славы Зайцева, во время фестивалей имени Тарковского там устраивают дефиле. Красота – глаз не отвести. Немало и китчевых коллекций делается. Но это не страшно, главное – тема разрабатывается, традиция живет, память свежа, а значит, впереди ждет успех. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter