Интервью с Аллой Цупер и Надеждой Скардино

Цупер - это супер!

Специальный корреспондент "СБ" Сергей КАНАШИЦ передает из Сочи
цупер, олимпиада, сочиАвтобус кряхтел, преодолевая очередной затяжной тягун извилистого серпантина. Яркое солнце плясало на белоснежных верхушках гор. Вечер пятницы на Олимпийских играх в Сочи предвещал нам успех и хорошее настроение, а вылился в настоящий триумф силы, воли и несгибаемого характера. Сразу три медали за один день: "золото" Дарьи Домрачевой и Аллы Цупер приправила бронзовым отливом Надежда Скардино. "Ну, белорусы, вы и даете, нужно объединяться", - завистливо блестели глазами российские журналисты. 

Лучше гор может быть только Цупер


- Николай Иванович, дайте пожать вашу мужественную руку! То, что вы делаете, - гениально! - наш гуру фристайла Николай Козеко спустился с горы и первым делом стал искать глазами Аллу Цупер, чтобы обнять свою ученицу и сказать все, что о ней думает. Я поймал нашего тренера первым, взял, что называется, тепленьким: Николай Иванович еще не успел остыть от пламени эмоций, которые бушевали в нем и заставляли танцевать на своем тренерском мостике, расположенном на самой верхотуре горы, какие-то ритуальные танцы. Большое цветное табло в экстрим-парке "Роза Хутор" ретранслировало забавные тренерские па на весь стадион, и переполнившие его лица растягивались в улыбках умиления: тренер переживал за свою ученицу, как отец переживает за дочь. 

Для Козеко они все - его дети. Каждый успех наших фристайлистов - его успех, каждая неудача оставляет глубокую зарубку на сердце. Именно поэтому он сейчас дышит так тяжело, а говорит отрывисто - от эмоций сжало грудь. 

- В том, что это случилось именно с Аллой, есть некая высшая справедливость, не так ли?

- Согласен. Она не очень удачно начала соревнования. Провалила первую попытку, ошиблась в приземлении во второй и сумела проскочить в финал по последней квалификационной квоте. Сильно волновалась, хотя на тренировках исполняла прыжки почти идеально. Но сумела справиться с собой и сделала все просто здорово. Рад, что наш план сработал. Вся подготовка была заточена на февраль, на Олимпиаду, и мы не ошиблись. 

- Мать - героиня!

- Да, Алла родила дочь и долгое время вообще не вставала на лыжи. А тут, образно говоря, за полгода пришлось осваивать программу высшей категории. Работа была проделана колоссальная, и размениваться на этапы Кубка мира, нацеливать Аллу на результат в каждом старте было по меньшей мере неразумно. Их мы рассматривали как доводку, как тренировку в рабочем режиме. Алла заслужила эту победу. Она прошла в спорте большой путь, и это ей достойная компенсация за все труды и предыдущие неудачи. И знаете что еще? Пусть эта победа станет уроком тем, кто в нее не верил и был против возвращения в большой спорт. А я знал: Алла боец, который способен на все. В том числе и завоевать олимпийское "золото". И я счастлив!

"Белорусы - молодцы! Давай, славяне!" - стадион стоял на ушах и сходил с ума. Распрощавшись с надеждами на медали в исполнении своих спортсменов, россияне переключили всю свою необузданную пылкость на Аллу Цупер и поддерживали ее отчаянно, как они это умеют. А Цупер поймала такой кураж, что ее было уже не остановить. 

То, что произошло, похоже на фантастику. На голливудский фильм со сказочным хеппи-эндом (как они это любят), после финальных титров которого хочется сказать: "Ну нет, ребята, бросьте, в жизни так не бывает..." А вот, гляди ты, случилось! Алла на склоне экстрим-парка провела свою прыжковую сессию, как истинный гроссмейстер: завалив первый прыжок, каждый последующий она выполняла все лучше и увереннее, а на суперфинал, куда тоже отобралась "на тоненького" - с крайнего, четвертого, места, приберегла попытку и вовсе из разряда ультра-си!

После своей триумфальной победы Алла призналась, что шла ва-банк. Да, прыжок с коэффициентом сложности 4,050 (bFFF) был в ее арсенале, но до того как решиться прыгать его в суперфинале с приземлением на снег, Цупер исполняла этот трюк лишь однажды - накануне, на тренировке. То есть в антураже официальных стартов это был дебют! Вы представляете, насколько это смелый шаг, если не сказать отчаянный? И как она его исполнила, с каким точным приземлением! Судьи оценили - 98,01 балла!

Говорят, что любому чуду можно найти научное обоснование. Житейское. Простое. В случае с Аллой Цупер к таковым, наверное, можно отнести тот факт, что она не была фаворитом, а потому не накручивала себя и не перегорела. Не секрет, что во время прошлых Игр с Аллой случалось именно это: от долгого ожидания выхода на старт ее нервы рвались, как струны. И результат был плачевен. Здесь же новая система правил не позволила ей думать и крутить в голове свои мысли, не было времени испугаться широких перспектив. Ее, как парашютиста, просто толкали в спину, сбрасывали вниз, потом снова поднимали наверх и опять сбрасывали. А Цупер только успевала делать то, что доведено до автоматизма. Работала мышечная память, мыслей не было - они ушли пить чай, отдыхали. 

А ведь мы с ней уже успели распрощаться. Это произошло после второй квалификации - последнего шанса отобраться в финал. Она выполняла сложный прыжок, элементы выкрутила здорово, а вот четкого приземления не получилось - упала. Казалось, что это - все, катастрофа. По микст-зоне она проходила с глазами грустными и улыбкой обреченной: мол, будь как будет. А тут еще и китаянка Ксю Ментао переместила ее на шестую позицию. С учетом того, что прыгать предстояло еще трем довольно сильным соперницам, концессия, как никогда раньше, была близка к провалу. 

- Это был мой последний старт, - сказала она и добавила: - больше на склон не вернусь. 

Я только успел поблагодарить ее за попытку вернуться и совершить подвиг, а также искренне поблагодарил, что так долго - в течение четырех Олимпиад (в Нагано-1998 Алла выступала за сборную Украины) - дарила нам надежду. На том и расстались, чтобы спустя пару часов, вместивших в себя целую жизнь, встретиться вновь. На том же месте, но в совершенно противоположном настроении. 

- Не передумала?

- Насчет чего? - совершенно ошарашенная своей победой и всеобщим вниманием, Алла вопрос не поняла.

- Ну уходить не раздумала?

- Нет. Я собралась на эту Олимпиаду, отдала всю себя без остатка и теперь ставлю точку. 

- Это скорее жирный восклицательный знак! Если не секрет, о чем думала перед последним и решающим прыжком?

- А не было времени ни о чем подумать! Во втором финале я стала четвертой, и в решающей сессии мне предстояло открывать прыжковую программу. Пока на подъемнике ехала на гору, успела подумать только о том, что нужно попытаться просто хорошо сделать свой прыжок и это, быть может, поможет мне попасть на пьедестал. 

- То есть даже не успела испугаться?

- Наверное. На прошлых Олимпиадах квалификация и финал были разнесены по разным дням, и долгое ожидание перед стартом меня угнетало. А тут сделал прыжок и уехал. Это мне больше нравится. 

- Сама верила в то, что победа возможна? И какой вообще результат для себя считала приемлемым перед стартом?

- После довольно долгого перерыва, связанного с материнством, я возвращалась не просто так. А с надеждой, что смогу завоевать олимпийскую медаль. Любого достоинства. К этому и стремилась.

- Сегодня у тебя получилась просто гроссмейстерская сессия: увеличивая сложность прыжков, каждый из них ты исполняла все лучше и лучше. Это - высший уровень!

- Знаете, когда я в квалификации зацепилась за 12-е место и отобралась в финал, на память пришли Игры в Турине, где швейцарка Эвелин Лу также вышла в финал с последнего места, а потом стала чемпионкой. У меня получилась такая же ситуация. 

- Первая олимпийская медаль в истории белорусского женского фристайла отныне и навсегда принадлежит тебе...

- Если честно, еще не успела осознать, что натворила. До сих пор не верю в случившееся. Кажется, будто выиграла обычные соревнования.

- В чем, на твой взгляд, отличие нынешних Игр от других, тебе ведь есть с чем сравнивать.

- Очень чувствуется поддержка наших людей, мы ведь все одной крови. Приехал меня поддержать мой супруг. Накануне старта получала очень много сообщений: Алла, мы за тебя болеем; мы в тебя верим. Это очень сильно ободряло и мотивировало. Так что спасибо всем, кто действительно желал мне добра. 

- Как планируешь отметить?

- Во-первых, хочу отдохнуть. Во-вторых - встретиться с супругом.

- Что для тебя оказалось самым сложным при подготовке к этой Олимпиаде?

- Для любой мамы расставание с ребенком - это мука и очень большое испытание. А еще очень тяжело было войти в ритм, втянуться в тренировки, ведь за два года в простое я успела забыть, какой это тяжелый хлеб. И скажу вам как на духу: начать прыгать на снег тройное сальто было очень страшно. И пришлось приложить немало усилий, чтобы себя перебороть. В итоге все получилось как нельзя лучше. Спасибо всему тренерскому составу, докторам и всем, всем, всем, кто приложил свою руку к этому успеху. 

- Мысли о том, чем займешься после окончания карьеры, имеются?

- Пока мысль одна: уделить время семье и дочке, которой полтора года. Мы вместе встретили Новый год, и с тех пор я ее не видела - сплошные сборы и тренировки. Сейчас все закончится, и я смогу, наконец, в полной мере насладиться обществом своей крохи. 

- Елизавету, когда подрастет, отдашь заниматься фристайлом?

- Нет, хватит того, что мама посвятила свою жизнь этому очень травмоопасному спорту. 22 года я кувыркалась на склоне. Так что дочка пусть лучше просто на лыжах катается... 

Наша Надя приехала


скардино, олимпиада, сочиК хорошему привыкаешь быстро. Сегодня любого спроси и каждый станет бить себя кулаком в грудь, утверждая, что Дарья Домрачева - наша звезда, в которую лично он в отличие от других, конечно, всегда верил. 

Героев любят все. Или делают вид, что любят. А Даша - настоящий герой. За минувшую неделю ей пришлось пережить много: неудачу в спринте, триумф в гонке преследования и окончательное утверждение в роли главной примы современного женского биатлона после блистательного выигрыша 15-километровой классики. Домрачева сейчас нарасхват, но, к счастью, свалившийся груз больших побед никак не повлиял на ее солнечный характер.

Испытание медными трубами Даша проходит каждодневно. За ней охотятся фотографы в надежде подловить удачный ракурс, к ней (в буквальном смысле!) рвутся поклонники, готовые ради автографа на все, с ней, нарушая все инструкции, фотографируются секьюрити. А верхом бестактности можно считать вопрос одного журналиста из сопредельного государства, который, видимо, долго и упорно думав, что бы эдакое спросить, булькнул вопросом:

- Скажите, как вы относитесь к съемкам в эротических журналах? Согласились бы на фотосессию в обнаженном виде?

Приходится терпеть. Улыбаться. И отвечать. 

- Однозначно нет. Я биатлонистка, а не порнозвезда. 

- Было опасение, что победа в преследовании вас может опустошить. Так ведь бывает...

- Бывает, но со мной случилось, как видите, иначе. Мотивация только повысилась. Ведь после выигрыша одного титула можно бороться за второй, а потом за третий. Спорт и прекрасен тем, что раздражителей всегда достаточно.

- Несмотря на 15 километров за плечами, вы тем не менее выглядите свежо...

- Нормальная психическая реакция на большую победу. К тому же это я немножко бодрюсь, скрываю усталость. И еще. Не могу не отметить работу нашей сервисной бригады во главе с Иваром Михалом Улеклейвом - лыжи просто летели. 

- Здорово быть вдвоем с Надеждой в призерах?

- Потрясающе! Давно об этом мечтали. В зоне финиша дождалась Скардино, мысленно пробегая с ней последний километр, после чего, замерзнув, взяла свои вещи и отправилась переодеваться, веря, что Надю не вытолкнут из призовой тройки. Сбылось! 

- Какая из двух золотых наград более тяжелая?

- Равноценные, но именно - тяжелые. 

- Вы сумели справиться с синдромом победителя. Как вам это удалось?

- Чего-то специального не делала. Просто справилась с ситуацией, когда я выплеснула победные эмоции, а на меня выплеснули что-то другое. Верила в свои силы, поэтому и победила.

- Сейчас большинство уверено в том, что вы побеждаете, потому как были обречены на эти победы. Но ведь еще совсем недавно сложностей у вас хватало. И главным образом - со стрельбой. Сколько было коллизий, например, со стрельбой лежа...

- Многие проблемы проявились на чемпионате мира-2013 в чешском Нове-Место. Большое счастье, что свои недостатки прочувствовала за год до Игр. Чешскому чемпионату мира я сейчас очень признательна - за науку, за учебу, за вовремя набитые шишки. Не получалась стрельба из положения лежа. Просто беда. В межсезонье были дебаты и споры, как выходить из сложной ситуации. В результате по предложению Андриана Цыбульского решились просить консультаций у специалистов по пулевой стрельбе. Главный тренер собрал целый консилиум авторитетных специалистов. В группу консультантов входил даже олимпийский чемпион Сергей Мартынов. И дело, кажется, сдвинулось с мертвой точки. 

- Клаус Зиберт с тяжелым сердцем согласился на привлечение консультантов?

- Это тренерская кухня, но я уверена, что и Клаус осознавал необходимость свежего взгляда. Работа наставника подразумевает гибкость, умение не только знать, но и правильно донести свое знание до спортсмена. А бывают ситуации, когда все слова использованы, но результата нет. Тогда и появляется мотивация для привлечения консультантов...

Ну а Наде Скардино никакие консультанты не нужны, она и без них белке в глаз попасть может. Ее медаль - это вообще разговор особый. За Надежду радостно до слез. Ее пример - другим наука. Кропотливый труд и усердие привели к олимпийскому пьедесталу. И точная стрельба, конечно, о которой Скардино так любит говорить. 

- Индивидуальная гонка на 15 километров - ваш конек?

- Да. Мне об этом постоянно напоминали наставники, призывая выложиться в гонке, как в последнем бою. Разговор так и вертелся вокруг этой темы, да и сама я понимала: если сделаю снайперский "ноль", то шанс у меня появится.

- Как удалось справиться с психологическим прессингом?

- Знаете, я так сильно нервничала, что делалось страшно. Второй момент, вытекающий из первого: на пристрелке работала очень плохо. До такой степени, что видела - наш Клаус в шоке. Зибыч старался не подавать вида, успокаивал, но мы знаем его мимику, читаем ее. Так вот, Клаус явно не понимал, что со мной происходит, впрочем, как и я. Банально появился испуг перед гонкой! Предполагала, что на первой стрельбе меня просто будет колотить, приколачивать: пять раз стрельну - пять раз промахнусь. Но стартовала, вработалась, собралась и дело пошло. Последний круг отработала на 100 процентов. А скорее всего - на все 120. 

- Желания станцевать на финише, как Даша, не было?

- Было желание упасть, чтобы не умереть стоя.

- К слову, как вас гнали на этом последнем круге тренеры, на кого ориентировали?

- Исключительно на борьбу с Селиной Гаспарин за "серебро". А что там творилось позади меня, не знала и, если честно, до сих пор не знаю. Не подскажете, какой у меня отрыв от четвертого места? 

- Поздравления Зиберта в зоне финиша перед цветочной церемонией получились отеческими. Он и шапочку надвинул вам на глаза, и щечки с лаской помассировал, и обнял, и что-то проникновенно говорил.

- Зибыч меня хвалил, называя наше с Дашей выступление прекрасным. Той мечтой, которая стала реальностью. Наверное, заглянув мне в глаза, Клаус сообразил, что я не до конца осознаю факт выигрыша бронзовой медали Олимпиады.

- Зиберт прослезился?

- Да. Для него это большая победа и праздник. Его ждет очередной тайм в борьбе со своей болезнью, и нам хочется верить: принося позитивные эмоции, мы делаем его сильнее в этой схватке. Кстати, на цветочной церемонии и мне захотелось заплакать.

- Ваши уникальные снайперские достижения могли быть возможны без операции по коррекции зрения, на которую вы решились весной 2012 года?

- Думаю, что нет. На тот момент вне зависимости от времени начала гонок, солнца, облачности или искусственного освещения испытывала большие проблемы. В какие-то моменты, когда глаз напрягался, просто ничего не видела. Поэтому решилась - это неправильный глагол. Альтернативы не было. Если хотела продолжать вступать, то надо было оперироваться. 

- Известно, что у вас с Дарьей была мечта вместе подняться на пьедестал по результатам личной гонки.

- Все правильно. Ура! Мечта исполнилась. Даша очень искренне меня поздравила. Я безумно рада за нее. 

- Российскую прессу, разочарованную выступлениями в биатлоне своей сборной, сейчас крайне волнует вопрос, как тренеры упустили из виду такую перспективную биатлонистку, как Надежда Скардино...

- Все предельно просто: никакой биатлонистки Скардино в России никогда не было. А была, скажу прямо, посредственная 19-летняя лыжница из Санкт-Петербурга, редко выступавшая на уровне выше регионального и уже совсем переставшая получать удовольствие от занятий спортом, а потому всерьез задумавшаяся о смене жизненных приоритетов. Лыжи больше не вдохновляли. Вот как раз в этот переломный момент одновременно с нами на сборе находились белорусские биатлонисты. Тренер дал мне попробовать пострелять, и мы стали очень интересны друг другу. Работа с винтовкой вернула меня в спорт. Почувствовала: это мое. Обожаю стрелять! Кто-то фанат рыбалки или домино, а я - стрельбы. 

- Какие планы на понедельник?

- Надеюсь, хватит сил, чтобы достойно пробежать масс-старт. Мы здесь все заряжены на покорение олимпийских высот. Ничего не буду предрекать, кроме одного - старания с усердием не уменьшится. 

В субботу наших девчат-героинь ожидала приятная процедура вручения медалей на центральной площади Олимпийского парка: награждения, овации, гимн, снова куча вопросов, фото и раздача автографов. А потом - снова за работу. Алла Цупер может считать Олимпиаду для себя законченной, а вот Домрачевой, Скардино и другим нашим биатлонисткам еще предстоит потрудиться. В воскресенье они так же упорно, как и раньше, вкалывали на тренировке, а вчера должны были бежать масс-старт. Должны были - потому что туман в Красной Поляне путает все карты. Но я надеюсь, что и фристайлисты вступили в борьбу. Все подробности выступлений белорусов - очень скоро...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter