ЦТ ранжирует знания, а не риски

Минобразования подводит итоги централизованного тестирования
Минобразования подводит итоги централизованного тестирования. Положительная тренденция, наметившаяся еще несколько лет назад, подтвердилась и в этом году: уровень знаний абитуриентов, сдающих ЦТ, растет. Показательно, что увеличилась именно доля тех, кто набрал баллы в диапазоне от 30 до 60.

Кто бы и как ни относился к тестированию, пока оно остается самым  приемлемым инструментом оценки уровня знаний. ЦТ — это своеобразное ранжирование ребят, собирающихся поступать в вузы, выстраивание их в цепочку от более слабых к более сильным. Здесь в действии принцип относительности. То есть в общей массе абитуриентов определяется, кто лучше знает предмет, кто имеет пробелы в образовании. К примеру, 20 или 30 баллов по ЦТ — это не двойка или тройка, как в школе. Все зависит от сложности задач и числа абитуриентов, которые дали правильный ответ на то или иное задание.

Ярые противники ЦТ непреклонны: в тестах сохраняется риск угадывания. Мол, поставил галочку от фонаря — и дело с концом. О какой объективной оценке знаний можно вести речь? Что ж, вот вам, скептики,  яркий пример из Брагина. У 49-летнего Владимира Теремецкого, который работает сторожем на коммунальном предприятии, уже есть высшее юридическое образование, но  он поспорил, кто лучше сдаст ЦТ: сын, который окончил школу в прошлом году, или он — в 1983-м. И если вы думаете, что ему удалось проскочить, именно от фонаря поставив галочки, то заблуждаетесь —  всего 7 баллов по русскому языку. Сын написал тест на 37 баллов. Владимир в расстройстве — ведь сдача трех испытаний, учитывая дорогу, обошлась ему примерно в миллион рублей. Вывод: деньги лучше тратить с умом, читай, со знаниями в голове.

На это настраивают школьников уже с 10-го класса. Два учебных года до того момента, как будущий абитуриент будет штурмовать вуз, ребята тратят на подготовку к сдаче тестов. И если  в городских школах в помощь чадам родители нанимают репетиторов, то в сельских — это не принято: потенциальные выпускники занимаются сами, покупают дополнительную литературу, ходят на фактультативы. Педагоги же настроены истолковать материал максимально грамотно и понятно, чтобы подстроить мышление детей именно так, как давали бы ответы на вопросы ЦТ.

Именно это, как мне кажется, особенно важно. Абитуриенты за 12 лет существования тестирования уже приспособились и к формулировкам заданий, и к тому, как нужно выбрать точный ответ из теста. И надеяться на чудо, не подготовившись, глупо. Красноречивый факт. ЦТ по математике — самое многочисленное. Каждый год его сдают около 50 тысяч абитуриентов. Если в 2016-м минимум смогли преодолеть около 80 процентов абитуриентов, то в 2003 году, когда только ввели ЦТ, его перешагнули на 10 процентов меньше сдающих, причем было 800 нулей и 11 тысяч двоечников.

Но нет предела совершенству. И, как отмечалось Президентом на Всебелорусском народном собрании, тесты остаются, но могут корректироваться. Вот любопытная тенденция. Из года в год улучшается уровень знаний абитуриентов по химии. В этом году ЦТ по предмету написали лучше предыдущих. Почему? В тестах возросло число практико-ориентированных заданий, включая иллюстрации, воспроизводящие простейшие химические эксперименты, — рисунки прибора и пробирок с растворами. Все это помогло участникам ЦТ образно представить химические процессы, а значит, лучше справиться с поставленной задачей. Ни одного задания теста не решили только трое абитуриентов, один из которых — выпускник 2016 года. Разве это не показатель?

uskova@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter