РНПЦ травматологии и ортопедии начинает использовать в клинической практике стволовые клетки

Центр высшего пилотажа



Работу РНПЦ травматологии и ортопедии можно описывать в цифрах. Каждый год в нем более 32 тысяч пациентов получают консультации, около 9 тысяч проходят лечение, хирурги выполняют почти 6 тысяч операций, причем как минимум половина из них — из категории высшего медицинского пилотажа. Но факты не менее красноречивы. Ведь этот центр — своего рода уникум на пространстве СНГ. Даже в России нет такой концентрации профильной помощи, когда в одном учреждении сосредоточено все. Вплоть до кол–центра — телемедицины в действии: круглые сутки любой доктор из региона может посоветоваться с ведущими специалистами из Минска. Представляете, сколько времени, такого драгоценного в медицине, за счет этого экономится? Рабочие будни РНПЦ травматологии и ортопедии — в репортаже «СБ».


В режиме круглосуточного дежурства на базе РНПЦ травматологии и ортопедии работает и Республиканский спинальный центр. Он берет на себя все самые тяжелые повреждения позвоночника по стране. 3 — 4 часа — и выездная бригада под мигалкой доберется до любой точки со своим оборудованием и инструментарием, готовая провести операцию на позвоночнике тут же, на месте. В день нашего визита медики умчались на реанимобиле в Могилев, а совсем недавно в считаные минуты им пришлось выдвинуться под Воложин, где разбилась маршрутка. Четверо пострадавших, в том числе один ребенок, — сегодня пациенты РНПЦ.

Одно из ноу–хау.

Руководитель центра спинальной травмы доктор медицинских наук Сергей Макаревич открывает красный чемоданчик. В нем законная гордость и интеллектуальная собственность наших травматологов–ортопедов — всевозможные титановые металлоконструкции, которые разрабатывались в течение 20 лет в рамках более чем 15 государственных научно–технических программ и 10 инновационных проектов. Немецкая спинальная система, которую от наших дилетантскому журналистскому глазу не отличить, у Сергея Валентиновича хранится скорее как раритет: здесь у нас полное импортозамещение. В содружестве с отечественным производителем травматологи полностью закрывают потребности страны да еще отправляют имплантаты на экспорт, в страны СНГ. Только в России наше ноу–хау используют в 64 клиниках. Ведь белорусские конструкции в 3 — 4 раза дешевле западных аналогов, а качеством нисколько не уступают. Более того, это у наших травматологов в свое время конкуренты подсмотрели идею делать резьбу таким образом, чтобы система как бы самозаклинивалась в кости, а значит, держалась лучше, надежнее... По словам заместителя директора РНПЦ по лечебной работе Дмитрия Сацкевича, уже в 2020 году ожидается еще один прорыв — по программе Союзного государства «Разработка хирургических технологий лечения детей с тяжелыми врожденными деформациями и повреждениями позвоночника». Будут созданы принципиально новые конструкции и имплантаты, не имеющие в мире аналогов.

Сергей Макаревич и его коллекция титановых конструкций.


Детская травматология–ортопедия — конечно, отдельная тема. Еще с советских времен наши медики удерживали здесь лидерство. Чего стоит хотя бы «белорусская остеотомия» — методика, которой со всего света к нам едут учиться и которая 8 лет назад была отмечена Госпремией. Сейчас у одного из лауреатов, доктора медицинских наук Олега Соколовского, очередная цель — создать максимально щадящий метод профилактики вывихов тазобедренных суставов для детей с ДЦП:

— Такие вывихи среди них встречаются на порядок чаще, чем в общей популяции. И раньше практически не было альтернативы: только большая операция, гипсовые повязки, долгая, многомесячная реабилитация. Мы же с коллегами думаем, как повысить качество жизни таких очень тяжелых пациентов за счет установки специальных винтов в головку бедра, чтобы со временем она по мере роста вправилась в вертлужную впадину. Уже на следующий день ребенок может вернуться к прежней жизни. Кому подойдет методика — это мы сейчас и выясняем, определяем четкие критерии. Но, думается, у нее есть перспективы и при врожденной дисплазии, остеомиелите, болезни Пертеса.

У лауреата Госпремии Олега Соколовского сегодня — новая цель.


Прошлое своей сферы медики описывают коротко и с юмором: «Гипс да гвозди, молоток да долото». Зато про день сегодняшний рассказывают с горящими глазами. Как заведующий операционным блоком РНПЦ нейрохирург Александр Кандыбо, при живейшем участии которого этот блок и строился. Сейчас в нем 9 операционных самого высшего, 7–го уровня стерильности. Нам повезло: в тот день в центре выполняли одну из штучных операций — вертебропластику, стабилизацию позвонка, из–за гемангиомы ставшего похожим на пористую губку. Иногда это чревато развитием злокачественного процесса, а порой позвонок делается настолько хрупким, что может треснуть при малейшей нагрузке или стать причиной болей.

Нейрохирург  Александр Кандыбо — фанат своего дела.

— Все это показания к операции, — объясняет Александр Анатольевич. — Она малоинвазивная. Через прокол под контролем рентгена иглой вводится специальный костный цемент. Его же мы применяем и при фиксации позвоночника у пациентов с остеопорозом. У них ведь позвонок тоже зачастую чрезвычайно хрупок — невозможно зафиксировать конструкцию. А костный цемент позволяет нам укрепить кость и прочность винта в десятки раз.

Здесь ювелирно оперируют артроскопом и эндоскопом, тончайшим инструментом и при помощи компьютерной навигации. По 14 часов без перерыва может трудиться медицинская бригада.

Магнитный индуктор творит чудеса.


В помощь хирургам — многочисленные вспомогательные лечебно–диагностические отделения. Например, лаборатория патоморфологии. Она рядышком с оперблоком, и свой вердикт специалисты передать могут тут же. Особенно важно это, говорит кандидат медицинских наук Тахер Мохаммад, если обнаружено какое–то непонятное образование и нужно срочно сделать биопсию:

Операционные центра — высшего уровня стерильности.

— В зависимости от ее результата по ходу операции хирурги могут изменить тактику, мы помогаем определиться с решением. Оборудование позволяет сделать экспресс–биопсию за 10 — 15 минут, а не за обычные 20 — 25.

Бывает, никакими методами не удается найти очаг проблемы, тогда на помощь приходит лаборатория клинической электрофизиологии. У 70% ее пациентов — сложная, комбинированная патология позвоночника. Заведующая лабораторией доктор медицинских наук Инесса Ильясевич рассказывает, демонстрируя магнитный индуктор:

В приемном отделении.

— Мы применяем не только такой старейший метод, как электромиография, но и новейшие, скажем, вызванных потенциалов и моторных ответов, которые возникают в тканях в ответ на возбуждение электрическими или магнитными импульсами. Методика абсолютно безопасная, хотя поле проникает глубоко, до 9 см. Впрочем, мы никогда не ограничиваемся только одной методикой — проводим целый комплекс...

Михаил Герасименко и Дмитрий Сацкевич.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Директор РНПЦ травматологии и ортопедии доктор медицинских наук Михаил ГЕРАСИМЕНКО:

— РНПЦ травматологии и ортопедии — один из ведущих в Беларуси и ключевых в Восточной Европе и СНГ центров, который оказывает высококвалифицированную специализированную помощь, координирует работу всей ортопедо–травматологической службы страны, являясь еще и научно–методическим центром для регионов. Только за последние 5 лет получены более 100 патентов на изобретения, опубликованы свыше 600 научных работ, в том числе 15 монографий. В арсенале центра — артроскопические и реконструктивные операции на связках коленного сустава, все виды эндопротезирования, широкий спектр корригирующих и стабилизирующих вмешательств на позвоночнике, остеотомии костей таза и бедра и многое другое. Причем операции у нас выполняются на самом современном мировом уровне. Очень перспективно новое направление, которое сейчас запускаем в практику, — использование стволовых клеток при разных патологиях. У нас есть и наработки, и нормативная база, инструкции утверждены Минздравом. Тут мы опережаем Россию. Сам за себя говорит тот факт, что к нам едут за помощью более чем из 40 стран. Только в прошлом году обратились 697 иностранных пациентов. 41% — это россияне, 31% — жители других стран СНГ, остальные — граждане США, Ирака, Ирана, Китая, Судана, Израиля, Германии...

gabasova@sb.by

 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter