Цена азарта

Биржевой механизм торговли оправдывает себя
Биржевые торги — дело азартное. Даже если ты не участник, а посторонний наблюдатель. Не прошло и десяти минут после начала торговой сессии на Белорусской универсальной товарной бирже (БУТБ), как я уже сама, подогреваемая эмоциональными репликами маклера, с волнением следила за большим экраном, где цифры, показывавшие цену товара, менялись с молниеносной быстротой. Страсти на торгах по сухому обезжиренному молоку, состоявшихся в минувшую среду, подогревало превышение спроса над предложением: в лотах было выставлено 1.620 тонн продукции, а покупатели намеревались приобрести 2.380 тонн. В итоге средняя цена в сравнении с торгами, состоявшимися неделю назад, выросла на 9 центов, что при объемных сделках сулит продавцу выигрыш в несколько тысяч, а то и десятков тысяч долларов.

Такое трудно было предположить еще год назад, когда БУТБ, созданная по инициативе государства, провела первые торги. Предприятия, наработавшие свои схемы продвижения товаров на рынке, поначалу настороженно отнеслись к необходимости продавать по–новому металл, лес, сельхозпродукцию. Не спешили и покупатели. «Помнится, на первые торги по лесу пришли 3 продавца и около десятка покупателей, — вспоминает первый заместитель председателя правления БУТБ Виктор Владыко. — Однако со временем и те и другие убедились в преимуществах биржевых сделок, зависящих исключительно от конъюнктуры рынка: на ходовом товаре, за который покупатели ведут конкурентную борьбу, выигрывают продавцы, зарабатывающие, как правило, больше денег, чем рассчитывали. Если продукции много и она дешевеет в ходе торгов, довольными уходят покупатели».

Более того, биржа является своего рода индикатором цены. В этом году, к примеру, установленная Минэкономики минимальная цена, за которую можно было продать казеин, составляла в январе — феврале 5 долларов за килограмм, в то время как на внешнем рынке, где предприятия в основном его и реализуют, — 4,6 — 4,8 доллара. В итоге до конца апреля на 12 торгах было продано всего 276 тонн казеина — 6 процентов от того, что выставляли продавцы. Ситуацию проанализировали в Правительстве. В результате с 5 мая до 1 августа действие индикативной цены приостановлено. «Сделки по свободным ценам сразу же оживились, — рассказал мне начальник отдела торговли сельхозпродукцией БУТБ Петр Шульга. — В этом месяце на бирже уже продано 360 тонн казеина, больше, чем за 4 месяца, вместе взятых».

«На протяжении последнего месяца я не пропустил ни одной торговой сессии на бирже по продаже сухого молока, — поделился своим мнением во время перерыва представитель российской компании Андрей Киселев. — То, что на торгах можно выиграть в цене, это, безусловно, важно, но главное, что биржа предоставляет гарантии сделок».

Что касается предприятий, реализующих свой товар, то они уже давно оценили преимущества биржевой торговли. За день до торгов, на которых я побывала, на БУТБ прошла сессия по продаже пиломатериалов на экспорт. Мало того, что вся продукция ушла без остатка, так и цена в процессе торгов поднималась на 10 — 20 евро за каждый куб. За счет этого белорусские лесхозы получили 846 млн. евро дополнительной выручки. «Такой цены на эту продукцию на отечественном рынке еще не было! — радуется начальник отдела торговли лесопродукцией БУТБ Евгений Малышев. — И это самый наглядный пример преимуществ биржевого механизма».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter