— Пока у Минска практически отсутствует опыт преобразования цеховых помещений в арт–пространства. Какую модель, скажем, лондонскую галерею «Тейт Модерн» или московский «Винзавод», вы готовы взять за образец? И каким лично вам как архитектору хотелось бы видеть это пространство?
— Культурные пространства, особенно создаваемые путем преобразования старых заводов, — проекты всегда уникальные. И «Тейт Модерн», и «Винзавод» — плоть от плоти местной культурной ситуации. Ни одну модель нельзя просто перенести из одного города в другой. Это как в садоводстве: если хочешь вырастить редкий сорт яблок, нужно очень аккуратно привить черенок экзотической яблони на ствол дерева, привычного к местным условиям... Так что мы не берем готовые модели, а тщательно изучаем опыт их создания и с помощью экспертов формируем на их основе особую, лучше всего подходящую Минску, модель. К тому же цель Белгазпромбанка в данном случае — не арт–центр, а создание новой культурной и экономической среды для проектов будущего, и в том числе банковского будущего. Такой цели не ставила перед собой ни одна известная модель, так что прямое копирование наших задач не решит.
— Вы уже начали собирать предложения по проектам — претендентам на помещения в арт–центре? Есть утвержденные кандидатуры? Не считая, конечно, тех инициатив, которые уже поддерживает Белгазпромбанк.
— Мы не строим арт–центр, и это очень важно. Мы строим живую модель культуры будущего. Как учит нас фантаст и футуролог Уильям Гибсон, «будущее уже здесь, просто оно неравномерно распределено». Так вот, наша задача — создать еще один островок будущего в Минске. С технологическим прогрессом у нас все более–менее: есть бизнес–инкубатор ПВТ, есть «Хакерспейс». А наша задача — создать акселератор культурных и финансовых проектов. И отбираем мы не «арендаторов», а проектные предложения, способные стать частью экосистемы такого акселератора. В нем, несомненно, будут театральные, перформативные, галерейные компоненты. Но будут и финансовые, элементы убер– и краудтехнологий. Входное условие при отборе: четкость.
Существенным изменениям фасад здания не подвергнется: этот объект признан историко-культурной ценностью
— Расскажите чуть подробнее о концепции лекционного пространства, которое уже работает на Октябрьской. Кто может проводить там встречи? Можно ли арендовать помещение и что для этого нужно?
— И снова я должен уточнить: это не лекционное пространство. В общем–то революция городской культуры начинается именно с преодоления старых определений и классификаций. «Модельный участок ОК16» отличается от театра или лекционного зала так же, как ваш нынешний смартфон от телефона, пленочного фотоаппарата и магнитофона 1980–х годов. Сегодня помещение — это лекционный зал, завтра — театр, послезавтра — рыночная площадь старинного города, потом — IТ–лаборатория и галерея живописи. Все вместе складывается в цикл работы культурного акселератора. Самые интересные из уже прошедших на этой площадке событий, на мой взгляд, концерты современной классической музыки от проекта Artemp и Алексея Айги с коллективом «4’33’’». Последнего вы наверняка знаете по саундтрекам к фильмам «Страна глухих», «Ретро втроем», «Я вам не негр». Классическая музыка потрясающе звучит в заводских пространствах, это место освежает и оживляет ее, создает недоступный для филармонии контакт исполнителя со слушателем. Так что именно за классикой я бы советовал особенно следить через сайт ok16.by и страницы ok16 в соцсетях.
В бывших заводских цехах уже прошли несколько концертов...
— На презентации вы говорили о том, что одна из важнейших задач — привести на Октябрьскую более взрослую аудиторию: 30, 40, 60 лет. Как вы планируете это сделать? Чем будете завлекать и как развлекать людей постарше?
— А мы уже это делаем, совмещая в одном пространстве события, ориентированные преимущественно на молодежь, и опирающиеся на академические традиции проекты, интересные как широкой аудитории, так и утонченным ценителям: от концертов классической музыки до лекций об античном театре. Мы видим, как к нам собирается очень разновозрастная аудитория, и я горд тем, что в зале одновременно находятся мои студенты и поколение моих родителей. И самое главное: моей маме очень нравятся наши классические концерты.
...и лекций о театре
leonovich@sb.by