Трудная дорога домой

Житель хутора Новосяды считает себя заложником цивилизации

Почему одинокий житель хутора Новосяды в Ошмянском районе считает себя заложником цивилизации и о чем продолжительное время не может договориться с местной властью

Накануне здесь не на шутку разыгралась стихия. Склонившиеся над землей молодые березки, полегшие зерновые, обрывки медленно ползущих по небу серых туч подтверждали ее силу. Станция Ошмяны встретила крупным, пусть и теплым, дождем. Погода — как на заказ!.. Значит, за два пеших километра дальнейшего пути вжиться в роль хуторянина, считающего себя заложником цивилизации, можно будет в полной мере. А вчерашняя непогода и сегодняшний дождь будут этому только способствовать.

Все смешалось в жизни Иосифа Ситкевича, а это он обратился в редакцию с просьбой о помощи, два года назад. Прежде жил себе новосядский хуторянин, как говорится, не тужил. Вроде бы и на хуторе живет, в уединении. Но рукой подать, перейти две ветки железнодорожных путей, — и ты в одноименной деревне, где и перекинуться словом есть с кем, и автолавка со всей необходимой провизией регулярно приезжает. Но связь хутора с миром всегда поддерживала другая дорога — та, которая шла параллельно железной, больше похожая на широкую тропу, тем не менее и доехать, и дойти до дома Ситкевича по ней можно было без труда. Почему Иосиф Ситкевич пишет и говорит об этом в прошедшем времени, стало понятно после поисков дома хуторянина по пути от станции. Хотя что там искать: дорога к нему одна и не заметить ее трудно. Так же, как и преодолеть некоторые участки пути.

— Сами видите, дождливой погодой вообще хоть караул кричи, — встречает Иосиф Владимирович вместе с братом Антоном. — В 30 километрах от нас — площадка под будущую АЭС, сейчас туда активно ведутся подъездные пути. К двум железнодорожным веткам строители дополнительно проложили еще три, и «нашу» дорогу им пришлось перекапывать, чтобы проложить необходимые коммуникации. Все это время до хутора было не добраться. Теперь работы завершены и дорога, говорят, восстановлена…

Видно, что Ситкевичи настроены воинственно. Убеждают меня: сколько ни обращались со своей проблемой к местным властям, а ведь случись что — ни «скорая», ни пожарная служба сюда не доедет, получить внятного ответа от чиновников не удается. Более того, о том, что такой хутор на карте района существует, и о проблемах его единственного жителя в Жупранском сельсовете, к которому относятся Новосяды, и в райисполкоме будто бы даже и не знали. Как так? Неужели это добрый волшебник провел к хутору Иосифа Ситкевича линию электропередачи, устанавливал для этого бетонные столбы, занимается теперь ее обслуживанием?.. Ведь и сам Иосиф Ситкевич подтверждает: керосинка, а еще несколько лет назад ей здесь действительно пользовались, теперь благополучно заброшена в дальний угол за ненадобностью.

Но критическую настроенность Иосифа Ситкевича отчасти можно понять, если с условиями его жизни познакомиться подробнее. Дорога, которая вроде бы должна эту самую жизнь облегчить, как ни парадоксально, ее немало усложнила. Пешком по ней сейчас можно пройти только в резиновых сапогах, а единственное транспортное средство Ситкевича — велосипед — местами приходится переносить на себе. Учитывая пенсионный возраст хуторянина, его жалобы на больные ноги, путешествие, надо признать, не лишено экстрима...

Начальник отдела архитектуры и строительства Ошмянского райисполкома Александр Сущевский на данный момент не считает проблему острой. В райисполкоме о ней знают, комиссии во главе с председателем к Иосифу Ситкевичу выезжали. Сейчас подрядчик ОАО «Гроднопромстрой» работы по установке колодцев связи и прокладке кабеля завершил. И проезд вдоль железнодорожного полотна в сторону агрогородка Станция Ошмяны восстановлен. Любая машина — и службы газа, и скорой помощи, пожарной службы, если, не дай бог, последние здесь понадобятся,— этот путь без труда преодолеет. Александр Сущевский сам неоднократно ездил к Ситкевичу
по восстановленной дороге — проблем не возникало. Но они есть у хуторянина, основное транспортное средство которого — велосипед…

Пройдет немного времени, и о проблеме никто не вспомнит, утверждает Александр Сущевский. Дорога начнет зарастать дерном, благодаря чему укрепится. Иосиф Ситкевич призывы потерпеть некоторое время, аргументы учесть государственную важность вопроса строительства АЭС, из-за чего задеты и его жизненные интересы, не принимает и демонстрирует вздувшиеся обои в доме и треснувший в некоторых местах фундамент дома: «Когда расширяли железнодорожное полотно, пришлось увеличивать ширину моста через речку почти в сотне метров от дома. Для этого дополнительно стали вбивать сваи: дом стал разрушаться». Учитывая это, выход, по мнению хуторянина, один: взамен существующего жилья предоставить ему дом на Станции Ошмяны.

На самом же деле у столь смелых требований нет никаких оснований. Изъятия участка гражданина Ситкевича для своих хозяйственных нужд железнодорожники не производили, все работы завершили, не доходя до хутора. А значит, и требовать подменного жилья Ситкевич не может. Треснул фундамент от времени (а в существующий дом большая семья Ситкевичей переехала в 1953 году) или по какой-либо другой причине — большой вопрос. Объективно дому требуется хозяйская рука: укрепить тот же фундамент, выровнять покосившуюся дверь, переклеить обои — все это по силам собственнику жилья.

Но из разговора понятно, что больше всего волнует хуторянина даже не это. Дорога и, соответственно, поддержание связи с миром — вот что не дает Иосифу Ситкевичу покоя. «Придет зима. Кто будет чистить дорогу к хутору?» — спрашивает. Вопрос, конечно, правильный, имеет место быть. Но! Вот уже два года, как Иосиф Владимирович на пенсии. До этого всю жизнь, из года в год, летом и зимой, по этой же дороге он добирался на работу. «Как-то же добирался», — говорит. Почему же в таком случае о проблеме заговорил только теперь, когда уже нет той, что раньше, необходимости пользоваться дорогой регулярно?

Для местных властей вопрос с дорогой закрыт. Временные неудобства были, но теперь они в прошлом, подъезд к дому Иосифа Ситкевича обеспечен. Именно этого не хватало хуторянину, как говорится, для полного счастья. Но пенсионера качество пути к своему дому не устраивает. Претензии можно было бы считать объективными (чтобы преодолеть некоторые участки дороги пешком или на велосипеде, нужно действительно приноровиться), если бы не излишний… субъективизм Иосифа Ситкевича. Ведь жил же человек на хуторе не один год, ловил форель в живописной речушке, пока уровень воды в ней резко не стал падать, угощался водой из ключа, который бьет прямо за домом. Жил без света и телефонной связи и на судьбу не жаловался. Получается, все испортил «дорожный вопрос». Или он стал только предлогом в решении других, более важных, житейских вопросов?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter