Польша и Венгрия намерены создать институт наблюдения за соблюдением верховенства права в ЕС

Троянские кони Евросоюза

Польша и Венгрия намерены создать институт наблюдения за соблюдением верховенства права в ЕС. По замыслу новый орган будет призван бороться с двойными стандартами в области правоприменительной практики внутри ЕС.

facebook.com

Противостояние Будапешта и Варшавы с Брюсселем выходит на новый уровень. Решение о создании института, который следил бы за соблюдением норм права в ЕС, является ответом на критику, которая постоянно звучит со стороны Брюсселя в адрес Польши и Венгрии.

Особенно в этом отношении достается Польше, которую в последнее время постоянно обвиняют в нарушении европейских правовых норм. В первую очередь это связано с реформой судебной системы. В ЕС считают, что это будет способствовать узурпации власти правящей партией «Право и справедливость».

Аналогичные обвинения выдвигаются и в отношении венгерской правящей партии «Фидес» и премьер-министра Виктора Орбана. Венгрию регулярно обвиняют в нарушениях свободы слова. Много шума наделало изгнание из страны Европейского университета, связанного с американским миллиардером венгерского происхождения Джорджем Соросом. Наконец, Венгрия — единственная европейская страна, в Конституции которой упоминается христианство, что также идет вразрез с политкорректным и мультикультурным мейнстримом ЕС, вызывая регулярные нарекания со стороны европейских институций.

Несговорчивость и строптивость Венгрии и Польши особенно обидны для ЕС, учитывая, что обе страны принимают дотации из европейского бюджета. Больше всего преуспевает в этом Польша, являющаяся крупнейшим получателем европейских бюджетных субсидий, которые в значительной степени обеспечивают так называемое польское экономическое чудо.

Однако финансовые вливания не гарантируют политической лояльности, и обе восточноевропейские страны превратились в настоящих троянских коней для ЕС. При этом эффективных рычагов воздействия на диссидентов у Брюсселя нет, поскольку все значимые решения в ЕС принимаются на основе согласия всех 27 стран-участниц. Так, попытка наложить на Польшу внутриевропейские санкции из-за не понравившейся Брюсселю судебной реформы провалилась из-за позиции того же Будапешта.

Впрочем, в условиях скудеющих бюджетных субсидий и растущих расходов, вызванных экономическим спадом из-за пандемии коронавируса, возможности по использованию финансового рычага для наведения политической дисциплины у Брюсселя расширяются. Новый семилетний план европейского бюджета предполагает, что получение европейских субсидий будет обусловлено тем, как претенденты на финансовую помощь следуют нормам европейского права. Понятно, что это требование направлено в первую очередь против возмутителей европейского порядка — таких, как Венгрия и Польша.

Очевидно, попытка выстроить некий альтернативный правовой институт должна предотвратить превращение финансовой поддержки в инструмент политического давления. Однако обладают ли Польша и Венгрия достаточным весом, чтобы создать по-настоящему рабочий и легитимный институт, который бы эффективно противостоял европейской бюрократии, вызывает большие сомнения. Впрочем, возможностей попортить Европе кровь у Варшавы и Будапешта и так предостаточно — этому способствует сама система принятия решений в ЕС, требующая единогласного одобрения со стороны всех стран-участниц.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter