Троллейбус не вышел из депо,

или Почему вандалы не оставляют в покое общественный транспорт столицы. — Ах ты, хулиган! Что наделал?! – услышал я как-то на днях крик в троллейбусе 59-го маршрута. Причина внезапного возмущения пассажиров стала ясна, когда на остановке из распахнувшихся дверей выскочили трое подростков. В руках у них сверкали баллончики с краской. А заднее стекло троллейбуса украшала мазня…
Приходилось ли вам замечать в транспорте следы «вдохновенных» трудов хулиганов: нецензурные надписи, расцарапанные стекла, порванная обшивка сидений? Наверное, если и доводилось, то нечасто. А все потому, что такие троллейбусы не положено выпускать из депо. Они и внешний вид города портят, и пассажиров раздражают, и у приезжих создают негативное впечатление о столице. В троллейбусном депо № 2 г. Минска, например, ежедневно по причине вандализма на линии маршрутов не выходят 6—8 троллейбусов. Это депо, обслуживающее Заводской, Октябрьский и Ленинский районы Минска, почему-то особенно страдает от вандалов. Осенью 2002 года, например, хулиганы устроили погром прямо в депо. Утром охрана обнаружила 8 троллейбусов с разбитыми стеклами. Вообще, очень часто вредители собираются группами и действуют сообща. Пока один из них царапает или разрисовывает стекло, другие закрывают его от пассажиров. Другая проблема – порча сидений. Хулиганы, подражая великому комбинатору, кромсают обшивку, извлекают из сиденья поролон. Правда, не сокровища они там ищут, а просто «оттягиваются» на свой манер. В Минске несколько лет назад появились трамваи с «антивандальными» сиденьями из пластмассы. Однако заменять сиденья в троллейбусах, во-первых, слишком дорого, а во-вторых, зимой они промерзают, и поездка на ледяном стуле превращается в мучение. Захожу в ремонтный цех троллейбусного депо № 2. Работа здесь кипит. «В чувство» приводят не только неисправные по техническим причинам троллейбусы. Вот две свежевыкрашенные машины. «Над ними поиздевались граффитисты. Пришлось полностью перекрашивать», — сетует начальник службы охраны Александр Балашов. А вот в углу стоят исцарапанные боковые стекла. Их тут не менее 150. И это – за неполный месяц. — Ну и черти! Попадись они мне – спуску бы не дал! – возмущается слесарь депо Виктор Французенок, глядя на свежие царапины. – Что ни день, то три—пять стекол меняю. И чем так можно поцарапать? Может, колесиком от зажигалки? Нет, сам пробовал, следов не оставляет. Тут, видимо, специальный инструмент нужен… Негодование работников депо вполне объяснимо. Ведь одно такое новое окно стоит 25 тысяч рублей. Выходит, около 4 миллионов требуется в месяц только на смену этих 150 боковых стекол. Прибавьте затраты по замене нескольких десятков задних окон, каждое из которых стоит 60—70 тысяч рублей. Получим еще 5 миллионов рублей без учета тех средств, которые идут на реставрацию сидений и перекраску троллейбусов (полная перекраска корпуса обходится депо в 250 тысяч рублей). Внушительные расходы только для одного троллейбусного депо. А ведь в столице есть еще четыре троллейбусных, одно трамвайное депо, автобусные парки. Ущерб, который наносят транспортные вандалы городскому бюджету, очевиден. Если сложить некоторые цифры, то получается, что за год расходы на приведение в божеский вид минских троллейбусов превышают сумму, на которую можно приобрести самый современный сегодня троллейбус «Белкоммунмаша» АКСМ-321 стоимостью 120 тысяч долларов или четыре остановочных навеса. Как борются сотрудники депо № 2 с таким разгулом армии вредителей? Ежемесячно в адрес районных управлений внутренних дел и в инспекции по делам несовершеннолетних направляются заявления с просьбой найти хулиганов и провести разъяснительные беседы о вреде таких действий. Есть ли толк? Вот содержание стандартного ответа из РОВД Заводского района: «Установить виновников данного происшествия не представляется возможным. Указанный материальный ущерб является малозначительным, так как не превышает 40 базовых величин…» Удивительно, но за все время процветания транспортного вредительства ни один хулиган не был привлечен к ответственности. Даже тогда, когда был схвачен за руку во время преступления. А такие случаи были. Вот один из них. В сентябре 2003 года водители решили устроить ловушку для хулиганов. В районе улицы Серова оставили троллейбус. Вскоре объявились подростки с баллончиками краски. Тут их и поймали. Водители вызвали милицию. Но хулиганы оказались несовершеннолетними, поэтому были лишь предупреждены и отпущены. А пятна от баллончиков все равно пришлось закрашивать. — Такой разгул вандализма происходит по нескольким причинам, — говорит заместитель руководителя троллейбусного депо № 2 по кадрам, информационной и социальной работе Виктора Ковалев. — Это и неправильное воспитание родителей, и вредное влияние сверстников, и пассивность инспекций по делам несовершеннолетних. В школах и училищах необходим курс по вопросам правонарушений среди подростков. Сотрудники милиции объясняли бы, какой вред приносит то или иное злодеяние и какая ответственность за это предусмотрена. Но, надо признать, одними беседами не каждого хулигана отговоришь от задуманного. А что если на наиболее злополучных в плане вредительства маршрутах ввести контролеров-кондукторов (такая практика применяется на некоторых минских автобусных маршрутах), которые, помимо своих прямых обязанностей, следили бы за порядком и дисциплиной в салоне? Чем не выход из ситуации? Ведь многие наши граждане, даже если заметят хулигана, не всегда осмелятся его приструнить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter