Трофейный лист

Особенности национального охотничьего туризма
Особенности национального охотничьего туризма

Общеизвестно, что во всем мире охота - увлечение не из дешевых. Поэтому и так называемый охотничий туризм - бизнес доходный. Достаточно отметить, что один зарубежный охотник в среднем оставляет в Беларуси тысячу евро.

Так вот, до недавнего времени в сфере организации охотничьих туров для иностранцев существовала определенная проблема. Дело в том, что у реорганизуемого Белорусского общества охотников и рыболовов, в чьем ведении находится подавляющее большинство охотничьих угодий страны, срок действия прежних лицензий на ведение охотничьего хозяйства закончился 1 июля. Соответственно с этого дня турфирмы уже не могли предлагать своим клиентам охоту в хозяйствах БООР. Поэтому декрет Президента, благодаря которому действие лицензий для организаций БООР теперь продлено до 1 февраля 2007 года, оказался очень своевременным.

- Впрочем, я бы не назвал отсутствие лицензий в БООР серьезным препятствием, повлиявшим на организацию охотничьих туров для иностранцев, - считает начальник управления охотничьего хозяйства Минлесхоза Виктор Корогвич. - Дело в том, что с момента запрета старых лицензий, то есть за июль, БООР, возможно, и смогло бы принять какое-то количество туристов-охотников. Но практика показывает, что основные трофейные охоты начинаются с 1 сентября, когда открывается охота на оленя, лося, кабана. Летом же мы принимаем в основном только российских туристов: они едут в Беларусь поохотиться на кабана на потравах, поскольку у них на родине этот вид охоты запрещен.

В поисках раритетов

Между тем временное нахождение БООР на "скамейке запасных" - далеко не главный "шлагбаум" на пути иностранцев, желающих добыть охотничьи раритеты именно у нас в республике. Гораздо больше вопросов возникает с применением на практике правил охоты, которые были утверждены полгода назад. Раньше существовало большое количество нормативных правовых актов, касающихся охоты, - положений, инструкций и т.д. Их решили объединить и создать отдельный основополагающий документ. Получился он, если верить профессионалам, неоднозначным.

- Насколько я понимаю, - говорит сотрудник "Белинтуриста", авторитетный специалист в организации иностранных охотничьих туров Александр Пушило, - при подготовке новых правил наверняка задумывались и о том, чтобы охота в Беларуси стала максимально привлекательной для иностранцев. Что же вышло в итоге?

Вот ввели понятие так называемого трофейного листа, приравняв его по сути к документу на право вывоза добычи из страны. До этого таким документом являлась копия протокола охоты, в котором указывалось, где, когда и кем проводилась охота, вес трофея и т.п. Все было просто и понятно. Что же такое трофейный лист?

Во всем мире он выдается только в том случае, если охотник захочет выставить свой трофей на выставке. И подписывает его обязательно специальная экспертная комиссия, а не простой охотовед. Таких экспертов по всей республике максимум 10 человек. Теперь представьте ситуацию: приезжает к нам на выходные группа охотников. Если кто-то из них добудет трофей в виде самца косули, его нужно будет выварить, высушить, отбелить, взвесить и т.д. После чего на добычу должен быть оформлен трофейный лист, подписанный ветеринарной службой и экспертами. Мало того что его заполнение занимает уйму времени, так ведь и найти нужных специалистов в выходные дни - задача не из простых.

Еще одна проблема - ввоз оружия. Сейчас иностранец заранее должен передать нам номер своего оружия, чтобы мы, принимающая сторона, оформили на него разрешительные документы. А если, например, в присланном факсе какая-то цифра будет плохо читаться и в разрешении на ввоз появится ошибка - все, таможня минимум запретит иностранцу въезд в страну. Хотя можно было бы, чтобы иностранный охотник номер своего оружия в таможенные документы вписывал уже во время пересечения белорусской границы.

Дальше. Допустим, приезжает турист-охотник в аэропорт. По инструкции его там обязан встретить представитель туроператора, изъять у него оружие и выдать уже только в охотхозяйстве. А как его перевозить - в специально установленном в автомобиле сейфе? Более того, не исключено, что клиент может заявить: "Этот карабин стоит 2 тысячи евро, и он моя частная собственность. Почему я его должен кому-то передавать?" Я вот, когда ездил на охоту в Польшу, никому свое оружие не доверял и лично нес за него ответственность. Словом, если мы действительно хотим зарабатывать на иностранных охотничьих турах, схему организации охоты нужно совершенствовать и упрощать...

"Корректировка огня"

В чем-то разделяет озабоченность коллеги и Виктор Корогвич:

- К сожалению, при подготовке новых правил ведения охотничьего хозяйства и охоты изначально были допущены кое-какие неточности. Поэтому Правительство поручило Министерству лесного хозяйства внести в этот документ изменения и дополнения. Их проект сейчас находится на экспертизе в Совете Министров. В частности, мы предлагаем упразднить норму, в соответствии с которой разрешенными для охоты днями были определены лишь выходные. Также хотим четко регламентировать порядок ввоза оружия, определив ответственными за эту процедуру Государственный таможенный комитет во взаимодействии с МВД и Госкомитетом погранвойск.

Предполагаются и некоторые другие изменения, окончательное утверждение которых зависит не от нас. Что касается вызывающих споры трофейных листов, решили пока их не упразднять. Но уже разослали в охотхозяйства разъяснения по оформлению этих документов и образцы их заполнения, чтобы несколько облегчить работу практикам-охотоведам.

Безусловно, жизнь не стоит на месте, и юридическая основа ведения и развития охотничьего хозяйства будет совершенствоваться и дальше. Кроме того, предпринимаются и другие меры, чтобы охота в Беларуси привлекала иностранцев.

Скажем, Государственная программа развития охотничьих хозяйств предусматривает создание до 2008 года 16 показательных охотхозяйств со всей необходимой инфраструктурой - комфортабельными домиками охотника, вольерами для собак, остановочными пунктами и т.д. Безусловно, нужно сделать упор и на рекламно-маркетинговую стратегию. Ведь рынок сейчас предоставляет охотникам множество возможностей: на Камчатке предлагают поохотиться на медведя, в Кыргызстане - на самого дорогого в мире снежного барана Марко Поло и т.д. И даже при всем этом многообразии предложений нам тоже есть чем завлечь иностранных клиентов. Это подтверждает и статистика: если в 2004 году доходы от иностранного охотничьего туризма в Беларуси составили 890 миллионов рублей, то в прошлом уже на 25 процентов больше - свыше 1 миллиарда 123 миллионов рублей. Так что теперь нужно делать все возможное, чтобы эта положительная динамика сохранялась и впредь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter