Куда ушел заграничный охотник?

Трофей платежом красен

На иностранного туриста «охота» в стране идет давно. Но пока мало кто может похвастаться отличным результатом. Перспективы вроде бы есть, а итог хромает. На Гродненщине наблюдается заметное уменьшение количества иностранных охотничьих туров. Соответственно, и доход не ахти. Почти за целый год лесхозы области заработали на иностранных охотниках 687 миллионов рублей против миллиарда с лишним в прошлом году. При этом на финише года не запланировано ни одного тура с их участием. И это в разгар охотничьего сезона. Куда ушел заграничный охотник?


Зверя в живописных лесах Принеманского края хватает. Да и условия для пребывания любого гостя, своего и заграничного, становятся более комфортными. Сейчас охота на лесную дичь — это забава, доступная далеко не каждому. Если охотиться по всем правилам, удовольствие выходит не из дешевых. Благо деньги идут в доход государства. Неплохо можно было бы заработать на иностранных охотниках. Они во всем хороши: дисциплинированны, законопослушны и состоятельны. Как говорится, все карты в руки. Так почему же цифры не радуют? 

Побегать с ружьем за добычей, посидеть в засаде и получить солидную долю адреналина можно на охотдачах БООР или в охотхозяйствах Минлесхоза. Однако ситуация и там, и там схожая — количество иностранцев сокращается. Егерь Гожской дачи Гродненского района Валерьян Накладович не скрывает: россиян в этом году практически не видели. Да и откуда им взяться? 

— Кабана отстреляли в связи с АЧС, остались считанные особи, — вводит в курс дела егерь. — А российские охотники приезжали в основном за мясом. Зато у нас побывали три немца. В следующем году обещали привезти команду. Так им понравилось. Первый раз гражданам Германии удалось добыть трофейного лося, в другой раз — косулю. Понемногу привыкаем к работе с европейскими охотниками. А они привыкают к нам. Многое удивляет. Например, немцам было непонятно, как мы заманиваем лосей на обычные железные баночки. У них используют только специальный рожок. Они потом эти банки целовали. Нас, например, удивило, что иностранцы охотятся только в светлое время суток. И еще один выгодный момент: мясо лося и косули они оставили нам. На мясокомбинате дополнительно получили еще 10 млн рублей. Благодаря гостям удалось заработать солидную сумму — 200 миллионов рублей. 

Места на Гродненщине действительно замечательные. Многое делается, чтобы привлечь заезжих гостей и чтобы у них осталось хорошее впечатление. В Гродненском лесхозе на берегу речки Черная Ганча построили домик для отдыха. Рядом выгородили вольер — 127 гектаров,  из которых 117 — под лесом. Запустили ланей, оленей, устроили подкормочную площадку. Соорудили наблюдательную вышку. Можно вести осмотр с биноклем, следить за пополнением стада. Здесь планируют увеличить численность животных в несколько раз, организовать на базе вольера элитную охоту с луком, арбалетом. Одним словом, условия есть. А иностранцев маловато. 

Главный охотовед Гродненского ГПЛХО Алексей Григас тоже отмечает значительное снижение охотничьих показателей:

— К концу года нам удалось заработать более 4 миллиардов рублей от деятельности 10 охотничьих хозяйств в наших лесхозах. Благодаря белорусским охотникам. Доход от иностранного туризма сократился с 1,32 млрд рублей до 687 миллионов. Россияне перестали ездить, потому что стало очень дорого, учитывая курс евро и рубля. А из Европы не едут, потому что пока у нас нет тесной связи с туроператорами. Планируем обратить на этот аспект особое внимание. В нынешнем году у нас было только 24 иностранных тура. Это очень мало. И в следующем году больше не предвидится.

Начальник отдела охотничьего туризма унитарного предприятия «Белгосохота» Степан Протасевич подтверждает отсутствие российских охотников в наших лесах. Он говорит, что такая картина не только на Гродненщине, но и в других областях страны. Даже граничащие с Россией районы отмечают значительный спад интереса к охоте в белорусских лесах. Получается, так долго готовились, чтобы сделать не хуже, чем у других, а в итоге подвела экономическая ситуация. А вот европейцы пока еще не отвыкли жить на широкую ногу. Обратимся за опытом работы с иностранцами в Белорусское общество охотников и рыболовов. Может, там научились завлекать небедных трофейщиков с Запада?

Председатель Гродненской областной структуры БООР Валентин Полянчук с удовольствием делится опытом:

— Мы делаем все возможное, чтобы привлечь иностранных охотников. Главное даже не проживание, питание и другие блага цивилизации, а впечатление от хорошей охоты. У нас заключены договоры с агроусадьбами в каждом районе области. Все на высшем уровне. Однако и мы вынуждены признать снижение числа иностранных туров. К примеру, в 2014-м проведено 64 тура для заграничных охотников, а в этом году только 41. Не стоит пояснять, почему перестали ехать россияне. Сокращение есть, но прибыль пока на хорошем уровне. В декабре у нас уже 31 тысяча евро дохода, в прошлом году было 27 тысяч. Всего у нас 17 охотхозяйств, два из них, Гродненское и Островецкое, показывают наилучшие результаты. 

В это время года открыт сезон охоты на косулю, оленя, лося. Это как раз те животные, которые больше всего интересуют европейских охотников. В соседней Польше на лося вообще не охотятся. Литовцы и латвийцы интересуются охотой с флажками на волка. Охотоведы общества давно поняли: надо просто заявлять о себе. Стали чаще ездить на различные выставки и мероприятия в Европу. Там оставляют свои рекламные проспекты, визитки. Так постепенно нарабатывают базу постоянных клиентов. Недавно, к примеру, приезжал немецкий граф Александр Вестерхолт со своей графиней Кристиной и двумя собаками. За один тур они оставили в нашей стране 7700 евро. Охотник с многолетним стажем впервые завалил трофейного лося. Обещал вернуться. 

В Минлесхозе не склонны драматизировать ситуацию. Начальник отдела охотничьего хозяйства Сергей Шестаков тоже наблюдает небольшой спад интереса со стороны российских туристов-охотников. Некоторые лесхозы не выполняют доведенные планы, но в целом по стране прогнозный показатель выполнен и даже перевыполнен. Всего лесхозы заработали за 10 месяцев нынешнего года 22,5 млрд рублей при плане 15,6 млрд. Доход от иностранного туризма составил 4,7 млрд рублей. В конце каждого года при министерстве создаются специальные комиссии, которые принимают бизнес-планы. В нынешнем году было принято решение все усилия бросить на добычу кабана (80—90%). Планы на следующий год пока не утвердили.

tanula.k@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter