В Минске, в Музее современного искусства, открылась выставка трех художников "C2N"

Трое в лодке

В Минске в Музее современного искусства открылась выставка трех художников "C2N"
В Минске в Центре современного искусства (проспект Независимости, 47) открылась выставка «Форма соединения C2N». Свои работы представили три художника, каждый из которых — фигура уже довольно известная и самостоятельная. У них в активе многочисленные выставки, как персональные, так и общие, произведения хранятся в музеях и частных собраниях в нашей стране и за рубежом.

Борис Семилетов, Иван Семилетов, Валентин Нуднов.

Кто эти трое? Художники Борис и Иван Семилетовы (отец и сын) и Валентин Нуднов. Накануне выставки я встретился с ними. Говорить было легко, так как мы давно знакомы. С Борисом Семилетовым и Валентином Нудновым учился в нашей академии, а за творчеством Ивана Семилетова с интересом наблюдаю как зритель.

Каждый из художников самодостаточен, но в данном случае, когда они в одной лодке, эффект от работ получился несколько иной. Холсты, а они на выставке главные, вступают в диалог, пытаясь дополнять друг друга, иногда спорить... Если опять же использовать сравнение выставки с лодкой, то она не поплывет, если хоть один из гребцов попытается грести к своему берегу. В этой асинхронности главная опасность всех групповых выставок, когда каждый участник пытается тянуть одеяло на себя. В итоге впечатление смазывается, общая картина рассыпается, а высказывание, ради которого делалась выставка, получается невнятным.

Валентин Нуднов. «Дороги».

В данном случае мастера отнеслись к проекту ответственно, хотя обошлись без привычного в последнее время куратора. Все, от написания текстов, плаката и тщательного отбора работ, сделали сами. Не знаю, может быть, в процессе они спорили, когда выбирали холсты, может, даже ругались, что бывает часто, но результат получился убедительный. В экспозиции нет ничего случайного, ни одного холста «для галочки». Мне даже показалось, хотя знаю, что это не так, — все работы написаны специально под проект.

Каждый из трех авторов решил поставленные перед ним задачи только ему присущими методами. Но тем не менее созвучность этих задач и лежащая в их основе экспрессия позволили им благополучно сосуществовать в рамках единого выставочного пространства, сохраняя при этом индивидуальность и дополняя друг друга. Валентин Нуднов считает, что их тройку объединяет искренность позиции в искусстве:

Иван Семилетов. «Диалоги в красном».

— Несколько лет назад я плохо выразился о молодом поколении, обвинив художников в коммерческом подходе. Единственный, кого я тогда выделил, был Иван Семилетов. Через пару лет познакомился с ним, а потом предложил сделать совместную выставку. Начали обсуждать возможный проект и варианты. Именно тогда к нам подключился и Борис. Вроде бы каждый из нас работает в определенном направлении, каждый ищет что–то свое... Но у Ивана уже есть мировоззрение и сложились свои образы и знаки... Борис Семилетов работает с предметами. Предметы неодушевленные, но у него они оживают. Он старается рассматривать их и показывать с необычных точек. Мысленно я уже тогда видел, что мы на этой выставке не будем мешать друг другу, а станем как–то дополнять.

Борис Семилетов задумался:

— Я никогда не говорил сыну, как это делают многие, что он гений и все такое прочее... Старательно объяснял ему, что искусство — это не легкая прогулка. Он поначалу обижался, а потом понял и воспринял мои слова. С детства он был трудоголиком. Еще ребенком мог сидеть по три дня над одним рисунком и штриховать маленьким перышком. Он в постоянном развитии и все время меняется. Не успевает обкатать одну тему, как тут же берется за что–то новое, иногда совершенно непохожее на то, чем занимался еще вчера. Уже много лет мы работаем в одной мастерской. Разговариваем, иногда спорим, но при этом слушаем и слышим друг друга. Такие отношения я считаю правильными и полезными.

Борис Семилетов. «Миграция».

А Валик Нуднов привлекает меня тем, что свято убежден в верности своего направления. Меня подкупает его удивительный, хочется даже сказать, какой–то чертежный педантизм. В своих исканиях он очень искренен и невероятно серьезен. Кроме занятий живописью уже много лет преподает в художественной школе, а это, знаю, нелегко. Я ведь не верю в лихую живопись, что можно взять холст и сделать его за пятнадцать минут. Искусство должно быть продуманным, выстроенным.

Иван Семилетов, как самый младший, о своих старших коллегах не стал высказываться, он показывал мне свежие полотна и время от времени поглядывал на отца.

Три художника на одной выставке, как три гребца в одной лодке. За каждым из них груз своих ошибок и открытий. Каждому помогают плыть его любимые художники, авторитеты. Поэтому кажется, что кроме Бориса, Ивана и Валентина в этом проекте участвуют и многие другие художники.

Общее экспрессионистское начало наполняет эту выставку напряжением и внутренней энергией.

Название «Форма соединения C2N» — это всего лишь игра слов, смещение понятий, наделение их новым смыслом. Как несколько химических элементов, соединяясь, образуют новое вещество, обозначенное формулой, так и разные художники, объединяясь в каком–либо выставочном пространстве, порой превращаются в совершенно неожиданную эстетическую субстанцию.

Вариантов таких «соединений» может быть множество. На этой выставке представлен один из них.

Когда художник выставляется один, то ему легче, ведь он показывает лишь себя. Здесь же в лодке трое, и собрались они вместе, чтобы двигаться дальше. Удивительно, но их лодка «C2N» плывет.

ladzimir@tut.by

Советская Белоруссия № 69 (24951). Четверг, 14 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter