«Трое обнаженных...» в банке

ЭКСПЕРТЫ заявляют, что интерес к знаменитым полотнам в последнее время растет как на дрожжах. Ценители готовы выложить за бесценный раритет колоссальные суммы. Под занавес 2017-го аукционный дом «Кристис» продал картину Леонардо да Винчи «Спаситель мира» за 450 миллионов долларов – рекордные деньги, заплаченные когда-либо за произведение искусства. Недавно и белорусы отметились на «Кристис», правда, скромнее.

На этом аукционе с молотка за 32,5 тысячи евро ушла работа Осипа Цадкина «Трое обнаженных за столом». Покупатель — Белгазпромбанк. Этот меценат через покупку на аукционах возвратил на историческую родину не один десяток полотен художников, которые родились в Беларуси и прославили ее на весь мир. Шедевры находятся в коллекции банка, однако доступны для просмотра и простым белорусам в созданной галерее. Почему значим для нас этот культурный проект, думаю, пояснять не стоит. Марк Шагал, Хаим Сутин, Леон Бакст, Валентий Ванькович, Фердинанд Рущиц... Работы живописцев мирового уровня, к счастью, просто по карману банку.

Процесс подобного возвращения культурных ценностей в Беларусь должен быть, мне кажется, заразительным. Ведь, к сожалению, зачастую далеко не все музеи могут позволить себе, как банк, взять и купить тот или иной артефакт. Как правило, те стоят больших денег. Однако уникальные раритеты могут быть просто подарены. Допустим, Национальный художественный музей переживает в этом отношении некий бум. Свои фонды он обогатил за счет частных коллекционеров и обычных благодетелей. Сейчас в реставрационных мастерских обновляют русскую икону начала XIX столетия. Реликвию презентовал минчанин, пожелавший остаться неназванным. Десяток произведений искусства прибыли из Монако от бизнесмена белорусского происхождения Георгия Хаценкова. Среди переданных — работы народного художника Александра Кищенко, заслуженного деятеля искусств Владимира Слободчикова, живописца Алексея Марочкина.

Но если столичный музей обласкан вниманием со стороны спонсоров, что же в регионах? Меценаты там, как правило, выходцы из конкретной местности. Допустим, российский писатель Валерий Казаков, уроженец Могилевщины, подарил областному центру факсимильные издания «Учебника жизни для царских детей» и Баркулабовскую летопись. Меценат давно сотрудничает с музеем и помогает покупать артефакты. Так его фонды пополнились коллекцией, куда входит монетоподобная подвеска — реплика сребреника Ярослава Мудрого, датируется приблизительно началом XI века...

Бизнесмен Александр Мошенский, генеральный директор группы компаний «Санта», подарил Бресту книгу 1872 года. Это шестой том сборника «Акты Виленской археографической комиссии». Оригинал сборника документов времен ВКЛ появился в Брестской областной библиотеке. Старинный фолиант меценат выкупил у коллекционера из Гродно. Какую сумму выложил за него, бизнесмен умолчал.

А вот меценатами Дворца Румянцевых и Паскевичей в Гомеле стали простые жители области. Украшает один из залов гарнитур для веранды из гнутого бука венского производства, польский белый рояль, которые передали спонсоры, пожалевшие остаться в тени. Гомельчанка привезла сохранившуюся часть сервиза фабрики Кузнецовых, который предположительно в качестве лотерейного выигрыша достался ее родственнику от Ирины Паскевич. Житель Петриковского района подарил музею часы всемирно известной фирмы «Густав Беккер». Семья из Гомеля отдала редкую икону «Минея годовая», представляющую собой церковный календарь...

Примеры, когда дарителем, возвратившим культурную ценность, как видим, может быть любой, есть. И лично мне очень импонирует, что меценаты вносят посильный вклад в сохранение наследия именно той земли, откуда их истоки. Это созвучно идее Года малой родины. Ведь каждый из нас таким подарком (а не обязательно большими деньгами) может поддержать культуру родного города, поселка или деревеньки.

uskova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter