Триллионы из ниоткуда не берутся…

Людмила Бачило — об  усилиях  Фонда  социальной  защиты  по  обеспечению  полного  сбора  платежей  на  госсоцстрахование

Людмила  БАЧИЛО — об  усилиях  Фонда  социальной  защиты  по  обеспечению  полного  сбора  платежей  на  госсоцстрахование 

Для тех, кто не знает: Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты республики является  органом  государственного управления средствами государственного социального страхования. Он собирает и аккумулирует средства  государственного социального страхования, своевременно и в полном объеме финансирует выплаты пенсий и пособий, контролирует  субъекты хозяйствования в части соблюдения ими законодательства об уплате страховых взносов и о назначении и выплате пособий, ведет  индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного социального страхования. В настоящее время взносы на соцстрахование уплачивают 452 тыс. субъектов хозяйствования, в том числе 220 тыс. индивидуальных предпринимателей. Из средств фонда  ежемесячно выплачиваются  трудовые пенсии 2,4 млн. пенсионерам (сумма расходов в месяц составляет 820,3 мрлд. руб.). В целом в 2007 году выплачено 9,8  млн. различных пособий. С вопросами о том, с какими проблемами сталкивается фонд при сборе платежей на государственное социальное страхование, «Р» обратилась к его управляющему  Людмиле БАЧИЛО: 

— Вопрос о своевременности выплат пенсий и пособий давным-давно снят с повестки дня, хотя расходы на эти цели увеличиваются постоянно. За счет чего, Людмила Тимофеевна, это достигнуто?   

— В прошлом году на выплату пенсий и пособий израсходовано  10,4 трлн. рублей, или 11 процентов внутреннего валового продукта страны. Львиная доля — 83 процента всех расходов, или 8,6 трлн. рублей, — приходится на финансирование пенсий. На выплату пособий направлено 1,8 трлн. рублей, в том числе 677 млрд. рублей потрачено на пособия по временной нетрудоспособности (оплату больничных  листков). 

Действительно, суммы, которыми мы оперируем, растут год от года. К примеру, в сравнении с 2006 годом в 2007-м расходы на выплаты пенсий возросли на 20, пособий – на 28 процентов. Конечно, своевременное финансирование пенсий и пособий невозможно без обеспечения полного сбора платежей  на государственное социальное страхование. Процесс этот на нашем постоянном контроле. Здесь и проверки плательщиков страховых взносов на предмет соблюдения ими законодательства по уплате и по правильному расходованию средств государственного социального страхования, работа с банками, взыскание задолженности в бесспорном порядке с плательщиков-должников и их дебиторов, предъявление судебных исков с целью обращения взыскания на имущество должников, применение экономических санкций и мер административной ответственности к плательщикам — нарушителям законодательства и их должностным лицам. Очень много работаем по разъяснению законодательства, регулирующего порядок внесения платежей на государственное социальное страхование и расходования этих средств. 

В 2007 году органами фонда  проведено 26 514 документальных проверок плательщиков, по результатам которых доначислено платежей и применено штрафных санкций  на сумму 2,8 млрд. руб. За нарушения законодательства к административной ответственности  привлечено 4394 должностных лица плательщиков на сумму 956,1 млн. руб. Судами удовлетворено 957 исков, предъявленных органами фонда к плательщикам, на сумму 30,0 млрд. руб. 

Отрадно, что мы находим понимание важности своевременной и полной уплаты страховых взносов в местных исполнительных и распорядительных органах, которые оказывают нам существенное содействие. Ход расчетов субъектов хозяйствования по платежам в фонд постоянно анализируется на заседаниях райгорисполкомов, облисполкомов, другими службами местных исполнительных и распорядительных органов. 

— Значит, полное и своевременное поступление страховых взносов и иных платежей от субъектов хозяйствования — процесс отнюдь не простой. Логично, наверное, предположить, что есть и регионы, и  конкретные субъекты хозяйствования в этом плане неблагополучные? 

В прошлом году задолженность по текущим платежам в фонд  допущена в Ганцевичском, Шумилинском, Полоцком,  Миорском, Ошмянском, Воложинском, Пуховичском, Березинском и Минском районах и Ленинском районе г. Гродно. 

Если говорить о субъектах хозяйствования, допустивших наибольшие суммы задолженности в прошлом году, то следует назвать в Витебской области УП «Шумилинский  райагросервис» (610,3 млн. руб.),  РСУП «Совхоз «Ловжанский» Шумилинского района (276,4 млн. руб.), КУСХП «Близница» Полоцкого района (414,8 млн. руб.). В Гродненской области — УСП «Совхоз «Порозовский» (129,0 млн. руб.) и ДП «Свислочская  сельхозтехника» (115,9 млн. руб.); в Минской области — УП «Ивенецкая криница» (200,6 млн. руб.), ОАО «Березинский льнозавод» (162,2 млн. руб.), СПК «Березинский» (152,7 млн. руб.), КУП «Жилтеплострой» Крупского района (116,1 млн. руб.). 

— Просроченная задолженность по уплате страховых взносов погашается, наверное, тоже не просто? 

В последнее время проводится активная работа по погашению. В 2006 году просроченная задолженность снижена на 22,7 млрд. руб., в 2007 году – на 8,6 млрд. руб. Вместе с тем ее общая сумма еще остается  большой: по состоянию на 1 января 2008 года — 77,8 млрд. руб., из которых 68,6 млрд. руб. (88 процентов) — долги сельскохозяйственных  предприятий и организаций. Самая большая сумма у субъектов хозяйствования Витебской (25,9 млрд. руб.) и Гродненской (20,4 млрд. руб.) областей, меньше всего должны фонду субъекты хозяйствования Минска (0,4 млрд. руб.) и Гомельской области (1,1 млрд. руб.). 

Хотелось бы подчеркнуть, что среди субъектов хозяйствования Витебской области наибольшие суммы задолженности у УП «Шумилинский райагросервис» (765,3 млн. руб.), РУП «Механический завод» г. Витебска (487,8 млн. руб.), КУСХП  «Близница» Полоцкого района (417,1 млн. руб.),   РСУП «Совхоз «Ловжанский» Шумилинского района (378,0 млн. руб.). В Гродненской области серьезными должниками стали СПК «Вселюб» и  ЗАО «Городечно» Новогрудского района (772,2  и 661,3 млн. руб. соответственно), СПК «Трабы» Ивьевского района (628,5 млн. руб.), УСП «Совхоз «Порозовский» Свислочского района (601,8 млн. руб.). 

На состоявшемся  в конце января заседании правления фонда поставлена задача  принять все возможные в рамках нашей компетенции меры по недопущению задолженности по текущим платежам и дальнейшему снижению просроченной задолженности.  Конечно же, без должного отношения и внимания  к этому вопросу руководителей субъектов хозяйствования, местных исполнительных и распорядительных органов, министерств и ведомств, в ведении которых находятся предприятия, допускающие долги по платежам, эта работа не будет столь эффективной, как требуется. Все должны понимать, что неуплата либо неполная уплата  страховых взносов самым негативным способом скажется в дальнейшем на  правах граждан на  пенсии и пособия, а также на обеспечении их своевременной выплаты нынешним получателям. А ведь в нашей стране поставлена задача  постепенного повышения  уровня пенсий, на что требуются дополнительные средства. 

— С 2003 года органами фонда ведется индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного социального страхования. Вкратце скажите, пожалуйста, для чего это нужно? 

— Если говорить простыми словами, то индивидуальный (персонифицированный) учет – это система учета  и хранения по каждому застрахованному лицу данных о стаже и заработке, начисленных страховых взносах, суммах выплаченных пособий по временной нетрудоспособности и некоторых других сведений, необходимых для назначения пенсий. 

Работа по приему, обработке и хранению данных персонифицированного учета поистине огромна. Ежегодно открывается более 200 тысяч новых индивидуальных лицевых счетов (всего их уже открыто более 6 млн.). Только в 2007 году нашими работниками принято и обработано 11,7 млн. документов. Все это делается  в  интересах наших граждан (застрахованных лиц) для обеспечения их прав на соответствующие выплаты при рождении детей, наступлении болезни, инвалидности, старости и других страховых случаев. 

Данные персонифицированного учета служат единственным подтверждением стажа работы и заработка для назначения пенсии за периоды работы  после 1 января 2003 года. В дальнейшем постепенно отпадет необходимость собирания справок о стаже и заработке для назначения пенсии, на что сегодня гражданами тратится немало сил и времени. Процедура выхода на пенсию станет значительно проще. 

Пользуясь случаем, должна сказать, что не все работодатели своевременно передают органам фонда сведения для ведения персонифицированного учета. В результате у их  работников могут возникнуть проблемы при выходе на пенсию. Ведь страховые  взносы в течение года перечисляются обезличенно и лишь на основании персональных сведений, сообщаемых работодателями, распределяются на индивидуальные лицевые счета работников. Но, и это хочу подчеркнуть особо, работник имеет возможность, написав заявление, поинтересоваться состоянием своего лицевого счета и заставить работодателя выполнить установленные законом обязательства. 

Весьма важным является и то, что персонифицированный учет позволяет контролировать правильность расходования средств государственного социального страхования. В течение 2007 года на основании его данных выявлено и подлежит восстановлению в бюджет фонда более 1 млрд. рублей незаконных выплат пенсий и пособий. 

— Людмила Тимофеевна, Президентом Республики Беларусь подписан Закон «О профессиональном пенсионном страховании», который вступает в силу с 1 января 2009 года. Фонд определен страховщиком в этом виде социального страхования. Вы можете  рассказать подробнее об этом законе? 

— Да, в республике с 1 января будущего года вводится совершенно  новый вид государственного (обязательного) социального страхования – профессиональное пенсионное страхование, которое, как определено в законе, будут осуществлять органы Фонда социальной защиты населения  (начиная от сбора взносов и заканчивая осуществлением выплат застрахованным лицам). 

Профессиональное пенсионное страхование будет распространяться на работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности. 

Примечательным является то, что  это страхование будет организовано по принципу накопительного формирования средств на выплату профессиональных пенсий из взносов работодателей, доходов от их размещения и иных не запрещенных законодательством источников. Размеры профессиональных пенсий установят в зависимости от суммы пенсионных сбережений каждого застрахованного лица по данным персонифицированного учета (в связи с этим его роль значительно возрастает). 

Более конкретно о профессиональном пенсионном страховании можно будет говорить позднее, после принятия соответствующих законодательных и иных нормативных актов по  его реализации. Могу лишь сказать, что в текущем году нам предстоит большая работа по подготовке соответствующей нормативно-правовой базы, программного обеспечения учета и контроля поступления средств на профессиональное пенсионное страхование и автоматизированной системы управления персонифицированным учетом, материально-техническому обеспечению органов фонда, обучению его работников и плательщиков страховых взносов, разъяснению законодательства среди населения. 

— Спасибо за интервью, Людмила Тимофеевна. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter