Тридцать три несчастья

Вся жизнь - театр, а люди в нем - вахтеры. Всю жизнь сидят на шухере и чего-то ждут...

Вся жизнь - театр, а люди в нем - вахтеры. Всю жизнь сидят на шухере и чего-то ждут: землетрясения, конца света, подорожания, повышения... Увы, в большинстве случаев тихо уходят на пенсию, так и не дождавшись хоть маленьких, но ярких моментов бытия.


Светлые умы современной режиссуры ломают головы над тем, как объединить театр и реальную жизнь. Чего только не делали: играли Чехова на садовых участках, устраивали перформансы в трамваях, прятали актеров посреди театрального зала, чтобы те в нужный момент привлекли к себе внимание простым житейским вопросом: "Почему люди не летают так, как птицы?" Кинорежиссер Ларс фон Триер, недавно пролетевший с покупкой архива Тарковского на аукционе Sothbey`s, пошел дальше всех: свои картины он снимал в условных декорациях, без освещения и монтажа, чтобы вернуться почти к оперному размаху в прекрасной и трагичной "Меланхолии". Иногда все эти "заманухи" срабатывают и публика валит валом на тот или иной эксперимент, иногда - нет. В самой нашей жизни сегодня столько страстей, что необходимость ходить за чужими - да еще и деньги за это платить - отпала. Сейчас садишься в автобус, и где гарантия, что тебя не оттаскают за волосы? Персонаж повести Булгакова "Собачье сердце" Шариков так прямо и называл театр "дуракавалянием", отдавая предпочтение цирку - миру мудрых слонов и подтянутых торсов. К тому же конец года на дворе - время подбивать бабки и платить по счетам. Совсем уж не до театра. Иначе как объяснить, что сразу несколько громких гастрольных театральных проектов за последнее время отменили?


Не увидели в ноябре минчане, например, любимую "зимнюю вишню", вскружившую голову самому Марчело Мастрояни, - актрису Елену Сафонову со спектаклем "Дама и ее мужчины". Елена Всеволодовна просто ушла из проекта незадолго до гастролей, видимо, в антрепризе разочаровавшись. Заменила ее тоже Елена, Ксенофонтова, но, как говорят в деревне Париж Поставского района: "Это две большие разницы". Вряд ли теперь спектакль ждет прежний успех.


Разминулись с белорусской публикой сразу четыре народных артиста России из комедии "Интимная жизнь". Это Михаил Боярский, его супруга Лариса Луппиан, Сергей Мигицко и Анна Алексахина. Показ спектакля также отменили. Конечно, зрительской любви к Михаилу Боярскому и питерской театральной школе это не убавит. Просто продюсерские аппетиты хотя бы иногда надо соизмерять со зрительскими возможностями. Потертый кошелек театрала не выдерживает цену на билет спектакля с участием четырех народных.


И вот уж совсем позор на наши седины, тут уж рука сама нервно тянется к графину с водой: отменен спектакль московского театра Et Cetera "Лица" с участием художественного руководителя этого коллектива народного артиста России Александра Калягина и народного артиста России Владимира Симонова. Спектакль ручной работы - два аса разыгрывают на сцене любимые рассказы Чехова. Что может быть интереснее и желаннее под Новый год? Лицедейство как оно есть. Без напыщенного продюсерского тумана. Оказывается, и это - мимо. И тут уж Треплев точно пустил бы себе пулю в лоб прямо под новогодней елкой.


Если так дальше пойдет, в скором времени серьезный гастрольный спектакль в Минске не увидишь. Зато поклонники Марата Башарова и Сергея Безрукова могут радоваться: постановки "Жениться вам надо, барин" и "Пушкин" опять, скорее всего, ждут аншлаги. Прикипел наш зритель к этим артистам душой, даже на программки с их изображением денег не жалеет.


С другой стороны, стоит ли посыпать голову пеплом, если сегодняшняя ситуация складывалась постепенно и не один год, не без усердия самих театральных менеджеров. Если сами продюсеры и режиссеры ставили знак равенства между театром и ночным клубом, низводя его до уровня стриптиз-шоу. Стоит ли упрекать зрителя в том, что сейчас он ходит по театру с фонариком в поисках лишь голой задницы и ему глубоко по барабану метания чеховских "лишних людей"? А все наши фестивали и премии, как и раньше, интересны только трем процентам посвященных.


Как-то подслушал беседу двоих, судя по всему, влиятельных театральных мужей. "Ну и хорошо, что они все отменились. Нам больше зрителей достанется", - хлопали они друг друга по плечу. Может, оно и так, но мне почему-то вспоминается коротенькая юмореска Даниила Хармса "Неудачный спектакль", где в финале на сцену выходит маленькая девочка и говорит: "Папа просил передать вам всем, что театр закрывается. Нас всех тошнит".


Добрый зритель в 9-м ряду.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter