Три в одном

Беларусь, Казахстан и Россия договорились о создании Таможенного союза
Беларусь, Казахстан и Россия договорились о создании Таможенного союза.

Между Минском и Душанбе четыре тысячи километров или четыре часа лету. Таджикистан — одна из самых удаленных от Беларуси республик бывшего СССР... Глядя из самолета, этого расстояния, конечно, не замечаешь. Но, как говорится, все познается в сравнении. Если лететь в противоположную сторону, то через те же самые четыре часа окажешься где–то посередине Атлантики, Европа останется далеко позади... Так называемое постсоветское пространство — это огромная территория, под стать ей — население, рынок, ресурсы и... старые связи.

То, что они — старые добрые связи, понимаешь, когда официантка в душанбинском ресторане, урожденная бобруйчанка, признав в тебе своего, резко сокращает счет за обед. Допускаю, что кому–то, в виде исключения, общая история и мешает. Но объективно потенциал интеграции у бывших союзных республик достаточно высокий...

Надо признать, что за последние 16 лет слово «интеграция» на постсоветском пространстве произносилось очень часто. В конце концов, СНГ возникло в тот же самый день, когда распался Советский Союз. Позже появились белорусско–российское Союзное государство, ОДКБ, ЕврАзЭС. В этом же ряду можно, наверное, упомянуть и ГУАМ, и практически не подающее признаков жизни ЕЭП... Что ж, интеграционные процессы проходили зачастую и так: шаг вперед — два назад.

Хороший повод поразмышлять над перспективой интеграции на 1/6 части суши предоставил тройной саммит в Душанбе. В пятницу там встречались президенты стран Содружества. Об этом событии «СБ» уже писала. А в субботу прошли переговоры под вывесками ЕврАзЭС и ОДКБ.

Точно в таком же формате, напомню, проходила прошлогодняя встреча в верхах в Минске: утром — ЕврАзЭС, после обеда — ОДКБ. Правда, обед в программе душанбинского саммита не был обозначен: на дворе священный для мусульман месяц Рамадан, а это значит, до захода солнца от еды им следует воздержаться. Как известно, почти в половине стран СНГ ислам — превалирующая религия. Этот фактор нельзя было не учесть. Зато вечерами устраивались по–восточному пышные приемы...

Небольшое наблюдение. Еще год назад, на саммитах в Минске стало заметно интеграционное оживление. Даже по формальному признаку — как дружно президенты посещают мероприятия Содружества (вот и в Душанбе приехали почти все, отсутствовал лишь Виктор Ющенко). Позитивно воспринимается прием новых членов (в ЕврАзЭС вступил Узбекистан). Поэтому логично, что работа, начатая или продолженная в Минске, привела к принятию в Душанбе сразу нескольких важных, можно даже сказать, судьбоносных решений.

Если СНГ порадовал концепцией реформирования, то главным пунктом в повестке дня ЕврАзЭС стало документальное оформление Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Эти три государства оказались наиболее готовы к такой продвинутой форме интеграции. Перед остальными членами экономического сообщества двери остаются открытыми. Вопрос — в уровне готовности их экономик.

В Душанбе была сформирована необходимая нормативно–правовая база Таможенного союза, а сам механизм должен быть приведен в действие к 2011 году. Вице–премьер Андрей Кобяков по возвращении из Таджикистана прокомментировал принятый пакет документов так: «Конечно, эти решения еще не означают, что с завтрашнего дня мы проснемся в Таможенном союзе. Необходимо принять соответствующие акты национального законодательства. Но принятый план действий, в который входит перечень мероприятий на 2007 — 2010 годы, — реальный шаг. И это дает основания надеяться, что начатая работа будет завершена». Президенты продемонстрировали главное — политическую волю к созданию союза. Остальное — уже технические моменты.

Решение, нужно сказать, не далось главам государств ЕврАзЭС легко. Переговоры в узком составе, то есть без камер и с минимальным числом советников, продолжались три часа. Надо полагать, дискуссия была непростой... Зато после подписанные документы были названы революционными. В частности, Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин подписали Договор о Комиссии Таможенного союза. Три государства из шести членов ЕврАзЭС, таким образом, впервые создают наднациональный орган. Здесь путем голосования будут приниматься решения по функционированию союза.

Аксиома — углубление интеграции невозможно без передачи каких–то функций наднациональным органам. Можно привести пример ЕС, где все больше полномочий появляется у Еврокомиссии и Европарламента. Но важнейшим принципом при создании наднациональных органов должно быть равноправие участников. «Позиция белорусской стороны в целом заключается в том, что страны–участницы должны строить абсолютно равноправный союз в рамках ЕврАзЭС, — говорится в сообщении пресс–службы Президента, — где была бы создана полноценная конкурентная среда. А это невозможно в условиях неравенства цен на важнейшие сырьевые товары и энергоресурсы».

К слову, генсек ЕврАзЭС Григорий Рапота рассказал мне в перерыве между заседаниями президентов, что сейчас идет активная работа по белорусской инициативе о едином энергетическом рынке «шестерки». Идея заключается в том, чтобы цена на энергоносители внутри экономического сообщества формировалась по единым правилам, составлялся единый энергетический баланс.

Хоть заявление Григория Рапоты было одним из последних его в должности генсека, думаю, делал он это с легким сердцем. Многое удалось. Перед преемником стыдно не будет... В Таджикистане, помимо всего прочего, было принято важное кадровое решение. Генсеком ЕврАзЭС стал Таир Мансуров, восемь лет являвшийся послом Казахстана в Москве, а затем работавший акимом Северо–Казахстанской области...

Насыщенный двухдневный президентский марафон закончился на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ. Александр Лукашенко, в качестве председательствующего открывая заседание, заявил: «Надеюсь, что позитивные наработки, сделанные во время белорусского председательства, получат свое развитие и продолжение». Для этого, по мнению Минска, все решения, принятые на саммитах, должны неукоснительно выполняться на национальном уровне. Беларусь в этом смысле показывает хороший пример.

В повестке дня ОДКБ значился 21 вопрос. Семь президентов, в частности, подписали документы по миротворческой деятельности. Договорились также, что страны–участницы смогут покупать российское вооружение по внутренним ценам. В Душанбе председательство в Организации Договора о коллективной безопасности от Беларуси перешло Кыргызстану.

Очередные саммиты ЕврАзЭС и ОДКБ решено провести в Москве.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter