Три слагаемых школьного лета

Чтобы ребята как следует набрались сил перед школьным марафоном, в этом году открылось более 5 тысяч оздоровительных лагерей
Тают летние деньки. Чтобы ребята как следует набрались сил перед школьным марафоном, в этом году открылось более 5 тысяч оздоровительных лагерей, в том числе около 1,3 тысячи — с круглосуточным пребыванием. За четыре смены там побывают почти 380 тысяч школьников. Но полноценный отдых — это ведь сумма трех слагаемых: впечатления, польза и, конечно же, безопасность. Как с этим в реальности обстоит дело? Корреспонденты «СБ» на один день влились в школьные каникулы.



Делу время, отдыху час


...14 — 16–летние школьники готовили территорию для приема зерна. Работа кипела. Девчонки сосредоточенно махали метлами, парни — лопатами. Каждый скрутил себе панаму из газеты и ярким фломастером написал на ней «Юность». Это не виртуальная игра «Веселая ферма». А очень даже реальное ОАО «Заболотский», самое крупное хозяйство Любанщины, на базе которого, в деревне Смольгово, работает оздоровительный лагерь труда и отдыха — новинка этого сезона. Отрядов всего два. У девочек — под названием «ВДВ» и девиз «Никто, кроме нас», у мальчишек — «Ритм» и «В ритме века будь человеком». Из 25 человек только 13 — местные, остальные приехали со всего района. Семеро — из приемных семей, четверо — из многодетных. Желающих, говорит директор лагеря Валентина Проходская, было больше, чем мест, даже семиклассники, которым 14 исполняется через месяц–другой, слезно просились. Но медицинский контроль строгий: на возраст особое внимание.



— Просто решил: зачем лето проводить впустую? — объясняет свой выбор Игорь Санкевич, отработавший уже две смены. Куда потратит заработанное? Говорит, будут деньги — буду решать. Работка хоть и пыльная, но прибыльная. Директор обещал не меньше 500 тысяч каждому за 7 трудодней. Плюс еще 800 тысяч тем, кто работал на первой смене дневного лагеря. И это не компенсация путевки, а реальная зарплата. Остался на следующую смену и девятиклассник Николай Жечко: «Хочу собрать на телефон — модный, сенсорный». За работу у него одни благодарности. Ребятам труд не чужд, они на переборке картошки и уборке моркови весной–осенью подрабатывают. А за летнюю трудовую смену еще и премию на школьной линейке дадут. Видят результат, поэтому и трудятся в охотку. Ведь некоторые рабочие в колхозе за месяц получают 1,8 — 2 млн., а тут школьник за полдня в течение 17 дней зарабатывает в итоге миллион!

Круглосуточный лагерь расположился на базе местного детского сада — средней школы. Кабинеты для начальных классов переоборудовали под спальни, подготовили гардеробные, душевые... В фойе — стенгазета с фотографиями трудового десанта. А в поле в помощь ребятам выделили даже трактор–погрузчик: камней–то немерено. Так, школьники с 2 — 3 гектаров 15 тонн булыжников накидали в ковш. Что интересно, в первые дни второй смены лидировали девочки.

Никто не вздыхал и не рвался домой. Трудовая смена — всего 9 дней, с 9 утра и до часа дня. Потом, как и в обычном лагере, «час тихого чтения», насыщенная развлекательная программа: и дискотека, и кино, и караоке, и, и, и... Подробное расписание воспитатели — школьные педагоги составили еще весной, даже игровые майки для команд купили.

Договор о сотрудничестве с лагерем труда и отдыха директор ОАО «Заболотский» Михаил Вечер заключал впервые, но ни минуты не сомневался:

— Мы и раньше детей привлекали с письменного разрешения родителей. Теперь же все организованно, школьные педагоги — за старших, бригадиру не надо постоянно присутствовать. Утром едешь, смотришь: идут с настроением. А потом, глядишь, кому–то понравится, в сельском хозяйстве останутся. Каждый день есть для них работа. Школьники помогают убирать и на территории молочнотоварных ферм, привлекаем их для видовой прополки, где–то на стройках помогают, убирают мусор. А заработок начисляем по расценкам (на каждый вид работы!) в зависимости от того, кто на сколько наработал. В этом сезоне у нас было 25 помощников, и их помощь сразу чувствуется.

Посторонним вход разрешен?


— Вот вам и пропускной режим, — старший инспектор управления охраны правопорядка и профилактики УВД Миноблисполкома Андрей Хрептович с грустью показывает на открытые ворота для служебного транспорта в «Купалинке» Воложинского района. С нее в тот день начался рейд по лагерям области. — Одна из основных бед детских лагерей. Как видите, попасть сюда может любой желающий, в том числе злоумышленник...


У главного входа вместо сторожа — милиционер. На улице — ни души, у ребят тихий час. Двери в комнатах вожатых открыты настежь, сумочки — на самом видном месте...

В «Галактику» рейдовая группа попала через дыру в заборе. Правда, директор заверила, что о ней здесь знают и на днях «залатают». В оздоровительном лагере «Березка» гостями в погонах заинтересовался только дежуривший на территории милиционер. Зашли с ним в первый попавшийся корпус. Ну вот опять: у входа, на стульчике, заряжается чей–то смартфон, бери — не хочу. В молодечненском «Богатыре», как ни старались, дырок в заборе мы не нашли. Однако на проходной у центрального входа дежурил милиционер, а не сторож. Тот тем временем в горизонтальном положении охранял... свою подушку. В «Лидере» Минского района караульного на проходной и вовсе подменяли одиннадцатилетние ребята. А в «Электроне» пропускного пункта не было вообще.

Печально и то, что в лагерях еще и воруют, вздыхает Андрей Хрептович: недавно в «Маяке» под Молодечно как раз задержали четверку таких чересчур смышленых работников столовой. Мало того что продукты таскали, так один из них был еще и пьян. Поймали за руку и повара лагеря «Оптимист» (Минский район), который попытался обворовать детей на 12 килограммов свинины. Одна из воришек плакалась: пошла на это из–за маленькой зарплаты. Поразительно, но за нее вступилась директор лагеря, мол, да–да–да, сложно найти человека на такие деньги.

Конечно, мы увидели только фрагменты общей картины. Лагерь лагерю рознь. Вот в «Волне» Смолевичского района мам с папами на территорию пускают только в родительский день, в другие дни порядок такой: на КПП нужно вызвать педагога, написать заявление, что забираете ребенка, и общаться с ним сугубо за пределами лагеря. Такое решение приняли еще после первой же смены, потому как процентов 20 родителей приезжали сюда выпившими, а некоторые даже костры у корпусов жечь пытались.

Цифра «СБ»

С начала сезона в детских оздоровительных лагерях с круглосуточным пребыванием по всей стране зафиксировано 47 правонарушений, причем 45 из них совершили взрослые, 30 — это мелкие хищения, в том числе из пищеблоков.

Юнги остались на берегу


Могучие ели, высокие сосны, напоенный разнотравьем воздух... Детский оздоровительный лагерь «Бобренок–2010» расположился в одном из самых живописных мест Бобруйского района. Вовсю резвилась детвора, на многих — матросская форма. Тематическая смена называлась «Программа «Юнга». А купаться ребятам было нельзя. Вот тебе и морская тематика.

Березина–то прямо за лагерем. Однако детишек к берегу не подпускали — ни позагорать, ни даже намочить ноги. Директор лагеря Елена Полякович непреклонна:

— Из водных процедур только баня да душ. На речке нужно сначала обследовать дно, благоустроить берег, придать ему статус пляжа, пройти согласования. Это огромные деньги. Накладно.

Раньше лагерь был на балансе Могилевского обкома профсоюза работников агрокомплекса, затем его передали в отдел образования района. И прежним хозяевам содержать корпуса и территорию было тяжело, тем более нынешним. Район дотационный.

13–летний Андрей Вершук и 14–летний Сергей Ганцев — воспитанники детского приюта в деревне Михалево. Сергей в этом лагере был в шестой раз. Многое понравилось, хотя на речку тянуло...



Здесь подобрались люди, которые по–настоящему любят детвору. Сами подумайте: без выходных в законный отпуск 18 дней отработать воспитателем, имея высшее образование, категорию и 15–летний стаж, за 1,8 млн. «грязными». А ведь еще вычтут за питание... Елена Полякович, которая в лагере начинала в 1981 году пионервожатой, свой кабинет ремонтирует сама, иногда помогает подруга. Территорию благоустраивают на субботниках работники хозяйств. Но сколько ни старайся, обветшавшие помещения ничем не прикроешь. Два из 6 корпусов заколочены: требуется ремонт. Все удобства на улице. Только третьему отряду, в котором самые маленькие, комфортно: туалеты в корпусе, умывальники, даже пристроена котельная, чтобы комнаты можно было протопить в непогоду. Старшим детям приходится жить по–спартански. Возможно, в последний раз. Само существование лагеря под вопросом. Буквально в 50 м, по замыслу минских проектантов, пройдет международная трасса М–5 Минск — Гомель...

— Из–за стройки в этом году в «Бобренке–2010» была только одна смена. Мы, конечно, распределили детей по школьным лагерям, но это несравнимо с отдыхом на природе, — обеспокоен заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма Бобруйского райисполкома Виктор Гончаров. — Строители обещают соорудить между дорогой и лагерем шумозащитный экран. Но как быть с пылью, газами, высокими скоростями, опасными грузами?

Советская Белоруссия №140 (24277).Среда, 31 июля 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter