Три «L»

Размышления на фоне пейзажа, традиций, досуга
Размышления на фоне пейзажа, традиций, досуга

Еще несколько лет назад никто и представить себе не мог, что иностранцы поедут отдыхать в белорусскую деревню. И тем не менее это факт — роскошная природа, уникальная самобытность народных традиций и промыслов, радушие жителей делают нашу страну желанным объектом экологического туризма. Впрочем, не только англичане, немцы и россияне по достоинству оценили отдых в краю голубых озер. Популярен он и у белорусов, которые все чаще предпочитают родные места заморским курортам. Как развивается сегодня агроэкотуризм в Беларуси? Отвечает ли спросу предложение? Каковы перспективы и реалии сельского туризма? Эти вопросы за «круглым столом» «СБ» обсуждают заместитель министра спорта и туризма Чеслав ШУЛЬГА, заместитель начальника главного управления регулирования банковских операций Национального банка Сергей КИСЕЛЬ, доцент кафедры международного туризма БГУ, председатель правления ОО «Агро– и экотуризм» Валерия КЛИЦУНОВА, заместитель начальника управления совершенствования экономического механизма хозяйствования Минсельхозпрода Владимир КРАСОВСКИЙ, заместитель председателя Лепельского райисполкома по социальным вопросам Николай НИКИТИН и руководитель инициативной группы по развитию агроэкотуризма в Лепельском районе Ольга МАХАНЕНКО.

«СБ»: Агроэкотуризм — это прекрасная возможность отдохнуть в экологически чистых уголках Беларуси, насладиться ее живописными пейзажами и прикоснуться к уникальным народным традициям и промыслам. Насколько востребован такой отдых и каковы перспективы его развития на современном рынке туристических услуг?

В.Клицунова: Мировой туризм сегодня все более «зеленеет». На смену трем «S» (sun, sea, sand — солнце, море, песок) приходят три «L» (landscape, lore, leisure — пейзаж, традиции, досуг). Это уже четко сформировавшаяся мировая тенденция. Общий ежегодный рост сельского туризма — 30 процентов, при том, что рост туризма в целом — 4 — 5 процентов. Интересно, что, когда по программе ООН соответствующие исследования проводились в Беларуси, 82 процента минчан выразили желание отдыхать у себя в стране — на природе, в сельской экологически чистой местности. Кстати, это характерно почти для всех стран мира: 80 — 90 процентов агроэкотуристов — это собственные граждане. Исключение — Словения и Австрия, там отдыхают в основном немцы. Но это уже исторически сложившаяся традиция. Что касается спроса на наши усадьбы. По информации Центра бронирования усадеб, в июле этого года ни одна усадьба не простаивала без отдыхающих. И пока спрос превышает предложение.

Ч.Шульга: В Беларуси активно работают 75 сельских туристических усадеб. Только в прошлом году их количество выросло почти вдвое. Лидеры агротуризма приняли за летний сезон по 400 и более гостей. И создание агроэкотуристических объектов в регионах республики становится все более распространенным и привлекательным видом деятельности. Большинство из них сегодня расположено в курортных зонах, в частности в Мядельском, Логойском, Минском, Столбцовском районах. Определены места для создания новых объектов в Воложинском, Молодечненском и Стародорожском районах. Могу сказать, что у нас сегодня большой дефицит сельских усадеб для туризма. Всего две фирмы летом предлагали отдых на Нарочи и Браславских озерах с размещением в частном секторе. Не усадьбы, а просто сдавались комнаты или квартиры. Спрос на них очень большой. Востребованность высока еще и потому, что очень доступные цены.

О.Маханенко: Агротуризм мы считаем одним из перспективных направлений социально–экономического развития, который способен привлечь серьезные инвестиции в наш регион. Совместно с Витебским базовым центром маркетинга, управлением поддержки предпринимательства Витебского облисполкома, ОО «Агро– и экотуризм» мы провели маркетинговые исследования, которые показали большой интерес потенциальных туристов к нашему региону.

В.Клицунова: Быстрыми темпами агротуризм развивается во всех странах мира. Среди наших соседей — активно работают в Прибалтике, в Украине. Всемирная туристическая организация очень много внимания уделяет сельскому туризму, считая это направление очень перспективным. Эта организация провела 3 масштабных семинара по сельскому туризму. Сейчас рассматривается возможность проведения одного из таких семинаров у нас в стране.

«СБ»: У нас есть что показать зарубежным коллегам?

В.Клицунова: Уже есть. Мы даже ставим задачу сделать наш белорусский сельский туризм особенным, не совсем похожим на тот, который предлагается в большинстве стран. Нам часто зарубежные коллеги говорят, чтобы мы не забывали, что живем в Беларуси. Нужно упор делать на национальные, культурные, исторические особенности Беларуси, на то, чего нет у других. Коттеджами, например, французов не заманишь, их и в Европе достаточно. Кстати, международные туристические выставки в Ганновере и Берлине только подтвердили интерес к нашим возможностям, а посетившие страну иностранцы, по–моему, ожидали увидеть гораздо меньше, чем мы смогли им предложить.

О.Маханенко: В самом словосочетании «сельский туризм» заключено нечто большее, чем просто туризм. Именно на селе еще можно найти фрагменты первозданной самобытной культуры белорусов. То, на чем урбанизация и массовая культура еще не оставила своего отпечатка: предания, традиции, обычаи, особенности уклада жизни, искусство местных умельцев–ремесленников. Мы ищем и находим таких людей — носителей белорусской старины.

У нас уже разработан туристический маршрут по Лепельскому району протяженностью 155 километров. Это не только усадьбы, где можно остановиться на отдых, но и интересные с познавательной точки зрения места с местными историко–культурными достопримечательностями. Нужно обеспечить максимально возможное разнообразие по уровню и количеству предоставляемых услуг, и в этом направлении мы строим свою работу.

«СБ»: Указ «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» вступил в действие еще в начале июня. Как идет его реализация и есть ли реальные результаты в развитии этого вида отдыха?

Ч.Шульга: Я думаю, указ, в котором очень подробно описаны механизм и принципы организации этой деятельности, стал серьезным импульсом развития сельского туризма. Он дает возможность принимать людей легально, без опаски, что тебя вдруг проверят, уличат в чем–то незаконном, в сокрытии доходов. Уже к сентябрю было подано где–то 500 — 600 новых заявлений. И, думаю, это только начало. Ведь деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма осуществляется физическими лицами без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Это касается и крестьянских (фермерских) хозяйств, которым также дано право заниматься агроэкотуризмом при условии ведения раздельного учета доходов. Для оказания услуг необходимо письменно проинформировать сельский Совет депутатов о намерении осуществлять такую деятельность и уплатить сбор в размере базовой величины за календарный год. Физические лица дополнительно обязаны подать в налоговый орган по месту жительства заявление о постановке на учет с представлением документа, подтверждающего уплату сбора. Этот порядок будет действовать до 31 декабря 2010 года, так что время для того, чтобы нормально организовать дело и зарабатывать, есть. Причем указ гарантирует, что в течение этих пяти лет никаких изменений в сторону ухудшения условий занятия этим бизнесом для граждан не будет.

В.Клицунова: Очень важно, что указ дает возможность заниматься бизнесом по заявительному принципу. Как говорится, заплати базовую величину и работай. Пять лет работать без налогов — это действительно большой срок. Опыт других стран показывает, что сельский туризм при правильной организации может стать достаточно прибыльным.

Н.Никитин: Мы заметили не только рост интереса. Многие из тех, кто этим занимался, так сказать, нелегально, вышли из тени. Некоторые, правда, еще присматриваются. Не все еще знают, что это такое и как оно организовывается. Для того чтобы помочь людям определиться, у нас в районе по решению райисполкома специально создан общественный координационный совет по развитию туризма. В облисполкоме работает центр информационных маркетинговых услуг. Мы готовы оказать любую необходимую помощь, проконсультировать, помочь разобраться в механизме организации этой работы.

«СБ»: Это действительно очень важно. Ведь в одиночку решать вопросы с привлечением клиентов рекламой, созданием необходимой инфраструктуры, наверное, непросто?

Ч.Шульга: Для решения этих вопросов хозяева усадеб, другие субъекты агроэкотуризма могут создавать общественные объединения, разрабатывать и вносить предложения об установлении стандартов в сфере агроэкотуризма, создавать консультационные и информационные центры, вплотную работать с турагентствами. Естественно, активно должны подключаться к этой работе местные органы власти, агроэкотуризм — прекрасная возможность для пополнения бюджета, для развития села. Это дополнительная занятость, новые рабочие места, обустройство территории и совершенствование инфраструктуры.

Н.Никитин: Чтобы заложить организационную базу агротуризма, запустить этот процесс, нужны специалисты по туризму, координирующие всю работу на местах. Туристический потенциал Лепельского района огромный. Здесь и Березинский заповедник, и интересные историко–культурные достопримечательности. Надеемся, уникальная Березинская водная система будет рано или поздно воссоздана. А у нас на уровне области этим занимается один человек. Один на 21 район Витебщины! Я уверен, что в самом ближайшем будущем будет создана соответствующая поставленным Президентом задачам нормативная правовая база развития агроэкотуризма, которая позволит более организованно и эффективно вести работу на местах.

Ч.Шульга: Мы уже обсуждали важность кадровых вопросов, докладывали о наших предложениях на Совмине. Но расширять штаты просто на перспективу — без соответствующей рабочей нагрузки, без разработанных на местном уровне программ, без наличия реальных возможностей на серьезном уровне развивать турбизнес — нам никто не позволит.

«СБ»: Если агроэкотуризм может дать серьезный толчок развитию села, то почему бы в программе возрождения села не предусмотреть средства на его развитие? Тем более что для ряда районов в силу неблагоприятных геоклиматических условий это действительно могло бы стать неплохим финансовым подспорьем.

В.Красовский: Конечно, возделывать зерновые там, где урожаи по 15 центнеров с гектара, — дело не очень перспективное. Но чтобы область могла зарабатывать на чем–то другом, нужно это другое предложить. При этом обосновать возможную выгоду и дать конкретные предложения по развитию материальной и организационной базы. Если этим может стать индустрия сельского туризма, делайте предложения, вносите на рассмотрение власти. Сейчас рассматривается вопрос подготовки и проведения съезда фермеров страны. Может быть, на нем будут подняты вопросы развития сельского туризма.

О.Маханенко: По опыту ведущих в этой области стран прибыльным для государства агроэкотуризм может стать, если он будет развиваться не методом проб и ошибок желающих заниматься этим бизнесом, а станет общим программным делом для всех министерств и ведомств, всех уровней местной власти.

Мы хотим возродить старобелорусские технологии возделывания традиционных культур, получение экологически чистых продуктов по старинным рецептам. Одновременно планируется воссоздание жилого дома и хозяйственных построек в национальном архитектурном стиле, возрождение и развитие ремесел, промыслов, фольклора. Естественно, обращаемся к местным властям за содействием. В ответ — сожаления, что, мол, не имеем права и возможности помочь ни финансово, ни организационно, хотя в других вопросах они всегда шли и идут нам навстречу. Но если недостаточно нормативной базы, значит, ее нужно создавать. Иначе можно все эти 5 лет топтаться на месте, бороться с ветряными мельницами и ничего серьезного не сделать. Существованием одной–двух сотен усадеб индустрии отдыха на селе не создашь.

Н.Никитин: Мы помогли быстрому оформлению всех необходимых документов по организации этого хозяйства, выделили площади. Но наши финансовые возможности ограничены бюджетом.

В.Красовский: Сегодня в сельском хозяйстве государству приходится решать самые острые и неотложные проблемы. А вот фермеры вполне могут заниматься параллельно и этим видом деятельности. Определенная база у них для этого имеется. Но дополнительные средства к той помощи, которая им оказывается государством, изыскать сегодня очень сложно. С другой стороны, в программе развития села предусмотрено создание 16 тысяч рабочих мест. И развитие агротуризма может способствовать решению этой задачи. Привлечение туристов позволит расширить сферу услуг на селе, торговлю, будут возрождаться ремесла, возрастет занятость. Это будет выгодно и местным властям, и жителям, и тем, кто непосредственно будет этим заниматься. Так что реально средства для развития этого вида деятельности нужно искать там и среди тех, кому непосредственно это выгодно. Государство, не облагая этот вид деятельности налогом, фактически уже тем самым его субсидирует.

«СБ»: Вероятно, возможностей развивать агроэкотуризм было бы больше, если бы желающие могли получить «стартовый капитал»: на ремонт дома, благоустройство участка, закупку необходимого инвентаря и оборудования...

В.Клицунова: Конечно, тот же кредит 2 — 4 тысячи долларов под 3 — 5 процентов на 3 года без залога позволил бы желающим более быстро начать свое дело. Я считаю, если государство сказало «а» — дало право заниматься этим бизнесом, в котором напрямую заинтересовано, то пусть скажет и «б» — даст возможность получения льготного кредита.

С.Кисель: Не надо забывать, что агротуризм для физических лиц не является предпринимательской деятельностью. Поэтому кредитоваться они могут, как все обычные граждане. Банковский кредит сейчас очень распространенная форма решения финансовых вопросов. Банки выдают кредиты на финансирование недвижимости (строительство, приобретение и реконструкция недвижимости), а также на потребительские цели (для текущего ремонта, покупки товаров для дома). Если не устраивает, нужно искать другие источники. Например, можно обратиться к туроператорам, работать с ними более тесно. Та же турфирма по договору лизинга может передать автомобиль, необходимые бытовые приборы и т.п. Туроператор может взять на себя и функции гаранта при получении банковского кредита. У нас сейчас появляются и общества взаимного кредитования. Но они пока охватили предпринимательскую сферу.

«СБ»: А можно ли рассчитывать на государство, те же местные власти, сельсоветы?

С.Кисель: Органы местной власти находятся в рамках требований бюджетной дисциплины. Кредиты они давать не могут. По закону органы местной власти могут давать гарантии, поручительства только предприятиям, скажем, коммунальной собственности, но не физическим лицам. Физическое лицо, если возникнет необходимость, может получить кредит в банке под свои доходы, гарантию, поручительство, залог имущества. Думаю, здесь нет проблемы, если хозяин хороший. У него и дом неплохой, и определенный доход он может показать банку. Вместе с тем проблемы обеспечения кредитов для начинающих свое дело до сих пор существуют. Эти проблемы могут быть решены через создание гарантийных фондов с долевым участием государства и лиц, заинтересованных в получении данных гарантий.

Ч.Шульга: Думаю, число желающих заняться агроэкотуризмом уже в ближайшее время вырастет в разы. Этот вид бизнеса многим доступен, не требует больших затрат. У нас в районе Западной Двины сотни озер и масса близлежащих деревень. Вот где можно и нужно развивать туризм. Гостиниц там явно недостаточно, и альтернативой им видятся как раз частные дома, приспособленные для приема туристов. Главное, чтобы у отдыхающих была возможность выбора: или отдых на сеновале, или суперкомфортные условия, которые предлагают, к примеру, владельцы благоустроенных коттеджей. Сейчас готовится система категоризации сельских усадеб. Уровень комфортности и обслуживания будет определяться от одного до четырех «петушков» — по аналогии со звездами отелей. И каждый желающий воспользоваться этими услугами будет точно знать, на что можно рассчитывать: на удобства во дворе или на джакузи в элитном особняке. Главное, чтобы не возникало конфликта между предлагаемым и ожидаемым, чтобы покупатель и продавец говорили на одном языке.

«СБ»: Почему для классификации были выбраны именно петушки?

В.Клицунова: Конечно, символ белорусского села — это аист. Но аистов уже «заняли» литовцы, которые начали заниматься агроэкотуризмом гораздо раньше. У латышей, кстати, бабочки, у австрийцев — цветочки. У нас решили взять петушков, чтобы не копировать других.

За основу, чтобы туристам, в том числе и иностранным, было легче ориентироваться, взяты европейские стандарты. В европейских странах, кстати, некоторым местам присваивают еще и «зеленые» экологические сертификаты за образцовое отношение к природе. Туристы готовы платить больше, чтобы попасть в усадьбы, где люди бережно относятся к природе, где экономно относятся к расходованию воды, электроэнергии, где хозяева сами принимают участие в экологических проектах.

«СБ»: В привлекательности сельского туризма не последнюю роль, наверное, играет и дешевизна отдыха?

Ч.Шульга: Эта дешевизна — понятие относительное. Можно заплатить 20 долларов за проживание, а тысячу оставить в магазинах, заплатить за услуги. Покататься на лошади, на катере, вертолете... Да, основа, стартовые условия — дешевое проживание. А потом в зависимости от состоятельности клиента и широты спектра предоставляемых услуг можно получать доходы. Главное — изучить потребности потенциального клиента и организовать ему соответствующий отдых. Принцип такой: на каждый доллар платы за жилье я должен предоставить на 5 долларов услуг. И чем больше я смогу предоставить туристу услуг, тем на большее время он сможет у меня остаться и тем больше оставить у меня денег. Так этот вид бизнеса строится в Финляндии, Швеции, где климатические условия примерно такие, как у нас.

В.Клицунова: 4 — 5 койко–мест создают одно постоянное рабочее место. То есть доход, равный одному рабочему месту. Это данные по Европе. И на 1 доллар оплаты проживания туриста приходится 2 — 10 долларов потраченных туристом на услуги, на сувениры и развлечения.

«СБ»: Если мы рассчитываем на массовый приток интуристов, значит, нам нужно не только обустраивать места отдыха, но и широко рекламировать свои возможности?

В.Клицунова: Обратите внимание, как на «Евроньюс» широко представлен Казахстан. Активно работает по рекламе Черногория. А Словения, тратящая по 3 миллиона долларов в год на рекламу? Значит, эти затраты экономически оправданны, все они, если правильно организовать туриндустрию, окупаются.

Ч.Шульга: Главное, чтобы количество усадеб у нас росло, а качество и разнообразие их удовлетворяли растущий спрос. Мы сегодня готовы на условиях софинансирования — 50 на 50 — рекламировать возможности наших регионов, где уже что–то создано, где есть возможность принимать туристов. В этом году мы на таких же условиях принимали участие в международных туристических выставках в Берлине, Лондоне, Москве, Варшаве. Мы готовы на запланированной на первую декаду ноября международной выставке в «БелЭкспо» предоставить бесплатно площади каждой нашей области для рекламирования их туристических возможностей. Бесплатно включают сегодня в свой каталог всех владельцев усадеб, желающих принять у себя туристов, общественные объединения. Здесь поможет и сайт Министерства спорта и туризма — заявляйте о своем желании, и вас внесут в список усадеб, принимающих на отдых, предоставляющих услуги агроэкотуризма.

В.Клицунова: Чем больше к нам таких людей обратится, тем лучше для нас и для них. Тем, кто только начинает свою деятельность, мы помогаем бесплатно. У нас есть каталоги, есть интернет–сайт, где находится вся необходимая информация, мы участвуем в различного рода выставках. И мы всегда готовы принять хозяев усадеб, разместить их информацию на наших экспозиционных стендах. Через нас можно выйти на турфирмы, которые, конечно, за определенную плату будут направлять туристов не только из нашей страны, но и из–за рубежа.

Фото Александра КУЛЕВСКОГО, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter