Что празднуют в Европе в канун православного Рождества

Три короля и одна дама

Нам, белорусам, конечно, повезло: мы празднуем Рождество дважды — по григорианскому и юлианскому календарям. Празднуют даже те, кто в церковь не ходит ни в эти, ни в какие другие дни года. Мне друзья–россияне говорят, что они 25 декабря, конечно, тоже празднуют, но, когда узнают, что у нас это официальный выходной день, немного огорчаются: выходной день — всегда приятность. Хотя, если честно, я не совсем с этим согласна: длинные рождественские каникулы, как у них, на мой взгляд, сильно выбивают из колеи и рабочего ритма — это сколько потом нужно дней, чтобы снова на рабочий лад настроиться? И вроде вот–вот еще денечек, и ты уже на работе не только бренным и раскормленным за праздники телом, но и мыслями, а тут — фейерверки, праздник, «Оливье» и «Селедка под шубой» по второму кругу — старый Новый год. Не, как по мне, так уж лучше на работу 2 января. И я не шучу, хотя мнение свое никому, как водится, не навязываю.



На самом деле в Европе, не имеющей отношения к православию, 6 января тоже праздник, хотя и не выходной. И тоже имеющий отношение к рождению младенца Иисуса. Евангелие говорит, что после того, как в яслях (в библейском смысле слова это хлев, где зимовали домашние животные) у Девы Марии родился мальчик, на небе взошла Рождественская, она же Вифлеемская, звезда. Кстати, если вы, как и я, в своем советском детстве водружали на домашнюю ёлку красную звезду, знайте: она заменяла ту самую Вифлеемскую — ну нельзя на ёлке без звезды. Так вот: взошла звезда, ее увидели пастухи и поняли: Спаситель родился! И, сделав звезду своей путеводной (да–да, «путеводная звезда» тоже из Евангелия), пошли поклониться Иисусу. Имена пастухов Библия сохранила: Каспар, Мельхиор, Бальтазар (Валтасар). Пришли, как водится, не с пустыми руками, а с богатыми дарами: принесли золото, ладан и смирну. Дары были дорогими настолько, что то ли в XII, то ли XIV веке теологи решили: никакие это были не пастухи, а самые настоящие короли! К тому времени художники чаще всего их так и изображали — в богатых парчовых одеждах, которые так странно (чтобы не сказать — неуместно) выглядели на фоне скромного Святого семейства в яслях. Мощи пастухов–королей хранятся сегодня в Германии, в Кельнском соборе в роскошном ковчеге, доступ к которому открывается лишь раз в год — 6 января. Этот праздник называют Эпифанией — Богоявлением, и это один из древнейших христианских праздников, появившийся в календаре во II веке. В Чехии, например, в этот день на улицах то и дело встречаешь детей, наряженных древними королями — чаще всего с простынями на спине вместо плащей, но с непременными коронами. Они ходят по домам, поют песни и собирают пожертвования, которые идут на благотворительность. На дверях тех, кто жертвует, пишут мелом первые буквы имен королей: C (Caspar) + M (Melchior) + B (Baltasar), что можно прочитать и как Christus Mansionem Benedicat — Христос благословляет этот дом.



А вот в Италии 6 января празднуют день ведьмы Бефаны. (Кстати, в центре Гомеля недавно дорогой итальянский ресторан появился — как раз «Бефана» называется. Интересно, что его владельцы имели в виду, поминая ведьму в своем названии?) Но если по существу, то Бефана это искаженное от Эпифания. Говорят, Бефана от пастухов (хотя мы уже договорились называть их королями, да?) услышала о рождении Спасителя и тоже очень захотела его увидеть. Но опоздала: занялся рассвет, Рождественская звезда закатилась и она не нашла дорогу. Не всем, как вы уже наверняка убеждались, светит путеводная звезда.

Впервые о Бефане и ее неудачной дороге в Италии (ну тогда еще не Италии, конечно, а в отдельных ее регионах) заговорили 400 лет назад. Красавицей ее не назовешь: горбатая, с бородавкой на носу, летает на метле, носит остроконечный колпак и черный платок. Но в Италии ее не боятся — она же детям ночью 6 января подарки приносит. Поэтому дети, когда ложатся спать, заклинают: «Прилетай, прилетай, добрая ведьма Бефана!» Так что это еще одна история о том, что смотреть нужно не на лицо, а в душу. Дети это знают точно (придавать значение внешнему они научатся, когда повзрослеют), а потому по итальянским домам ходят и поют песни не короли, а ведьмочки. Но отличие от королей у них не только внешнее. Если короли собирают пожертвования на благотворительность, то ведьмочки собирают «дань» — конфеты, печенье, орехи. Совсем как наши колядовщики, правда? Я в детстве колядовала. Как, думаю, и большинство детей моего поколения. Правда, мы ни в кого не наряжались, а ходили с одноклассниками по домам, звонили в квартиры и пели песни. А нам за это конфеты давали и всякие вкусности. Мама моя и сейчас в дни новогодних праздников держит наготове конфетный запас, хотя колядовщики ходят все реже.



Во Франции 6 января пекут специальные королевские галеты (galette des rois) и в одну из них запекают фигурку или, как в старые времена, фасолину. Едят их за семейным столом. Право первого выбора предоставляют самому младшему члену семьи. Кому досталась галета с фасолиной (фигуркой), тот и король дня. С короной на голове он становится главой семьи на день. Дети в любом случае получают сладости и маленькие подарки.

Так что, как ни крути, а Рождество вместе с нами отмечает вся Европа. Даже если этот праздник называется там иначе, смысл все тот же — Вифлеемская звезда стала путеводной и привела к яслям, где родился Иисус.

С Рождеством! Любви, тепла и волшебства!


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter