Бюджет - 2016: сможет ли АПК рассчитывать на помощь государства?

Три источника и три приоритета нового бюджета

В БУКВАЛЬНОМ смысле бюджет — «денежная сумка, кошелек». Это подробная смета государственных доходов и расходов. До его принятия осталось немного времени, проект этого важнейшего финансового документа представлен Правительством на совещании у Главы государства. Почему к нему столь пристальное внимание? В том числе и потому, что легким следующий год быть не обещает. Нестабильной остается ситуация на мировых рынках, что не позволяет точно спрогнозировать цены на сырье, продукцию, непредсказуемо ведет себя российский рубль. Поэтому понятно, что на государственный кошелек не придется смотреть как на источник роста. Бюджетные ограничения остаются довольно жесткими. При этом все социальные обязательства перед людьми должны быть выполнены — непреложное, принципиальное требование Президента. 

Есть ли какие-то характерные особенности основного финансового документа страны на будущий год? Получит ли господдержку агропромышленный комплекс и в каком объеме? На эти и другие вопросы отвечает председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Людмила ДОБРЫНИНА.

— Людмила Анатольевна, в прошлом году бюджет рассчитывался с учетом трех сценариев. И 2016-й будет непростым. Основные индикаторы при расчетах — в зоне риска. Цена на нефть то падает, то дает надежду, мировые фондовые рынки то краснеют, то зеленеют, а в корзине валют российский рубль то и дело проходит проверку на прочность. Что заложено в проекте бюджета-2016?

— При разработке рассматривались различные подходы, обыгрывались три сценария развития событий. В основу внесен более реальный, сбалансированный законопроект, по которому планируется заложить цену на нефть в 50 долларов за баррель, среднегодовой курс доллара — 63 российских рубля. Кстати, это совпадает с прогнозом российских финансистов.  Что касается основных параметров экономического развития, то, по словам Премьер-министра Андрея Кобякова, рост ВВП в 2016 году планируется не менее 0,3 процента к уровню 2015 года.

Президент оценивает этот параметр как минимальный и нацеливает Совмин перевыполнить его. Инфляция по итогам 2016 года прогнозируется на уровне 12 процентов.

— Что нового в проекте закона-2016?

—  Бюджет основан на  реалистичных оценках и прогнозах, сформирован с учетом ситуации, в которой работает сегодня экономика. Несмотря на экономические и финансовые трудности, проект бюджета направлен на сохранение макроэкономической и социальной стабильности. Помимо социального вектора, предусматривается поддержка реального сектора экономики, экспорта,  погашение и обслуживание внешнего госдолга. По сути, не меняется и структура расходов. Но что важно, удельный вес поддержки социальной сферы растет.

В общем-то, все как обычно, никаких экспериментов и революционных преобразований.

— АПК может рассчитывать на помощь государства или надо потуже затянуть пояса?

— В данной ситуации господдержка необходима. Отрасль была и остается приоритетной в государственной политике. Радует, что растет экспорт сельхозпродукции. Лет семь–десять назад мы вообще не думали об экспорте. Динамично развивается внешнеэкономическая деятельность предприятий АПК. Конечно, во многом благодаря поддержке государства.  В 2016 году она возрастет до 9,5 триллиона рублей. На 2015-й было заложено 9 триллионов. Это позволит продолжить модернизацию, строительство молочно-товарных ферм и животноводческих комплексов, в целом развитие сельхозпроизводства. Получат аграрии помощь и на основные сельхозработы – посевную и уборочную кампании. Хотя, конечно, как и в каждой отрасли, здесь есть свои плюсы.

Когда приезжаешь в регионы, люди спрашивают о помощи государства сельскому хозяйству. Мы понимаем, что сельчанин должен чувствовать, что о тех, кто работает на земле, государство заботится и поддерживает. Проще всего снизить господдержку, но именно аграрии обеспечивают продовольственную безопасность страны. 

— Будет ли ужесточен контроль за расходованием бюджетных денег?

— Конечно, государственный рубль надо вдвойне отрабатывать. Сегодня главное в оценке – эффективность и ответственность, чтобы мы не закапывали деньги в землю или малоэффективные проекты. 

Мы видим, что не всегда государственный рубль, вложенный в реальный сектор экономики, отдельную  отрасль, конкретное предприятие, дает должную  отдачу. Поэтому в  бюджетной политике предусмотрен переход на программно-целевой метод, посредством реализции госпрограмм. Каждой госпрограмме        будет даваться оценка эффективности и осуществляться жесткий контроль за их выполнением. Об этом говорилось и в 2014, и в нынешнем году, и вот в бюджете-2016 такой метод заложен. 

— Вряд ли найдется человек, которого не волнует уровень налогов. Что нового в налоговой политике? Не будут ли повышаться ставки и сборы ввиду непростой экономической ситуации?

— Мы понимаем, что сегодня дополнительные источники доходов привлечь очень сложно.  И это нереально в нынешних условиях. Надо работать с тем, что имеем. Отмечу, в 2016 году ставки основных налогов и сборов не меняются, налоговая нагрузка на экономику остается на уровне предыдущих лет – 24,7 процента к валовому внутреннему продукту. Ведь понятно, что стабильность налоговой системы жизненно важна как для реального сектора экономики, так и для любого человека.

Еще раз хочется сказать о главном. Статьи расходов бюджета, которые непосредственно влияют на жизнь людей, будут увеличены. Несмотря на то что нынешний год не самый успешный для экономического развития, мы не видим никаких угроз социальной направленности. Думается, это будет бюджет, который учтет все наши достижения и, невзирая на сложности, обеспечит приоритеты социально-экономического развития. 

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter