110 лет назад в Беларуси появились первые междугородные автобусы

Третий класс – на крышу

На днях в Минске возобновит работу автовокзал «Восточный», построенный в 1983 году и прекративший работу в 2016-м. Даже не все минчане знают, что задуман он архитектором в виде самолета, если смотреть сверху. В этом и определенный исторический намек: развитие междугородных автобусных перевозок в БССР было тесно взаимосвязано с местной авиацией. И опередило городской автотранспорт.

Автовокзал «Восточный».

Да, именно так: история белорусского автобуса начинается не с городских линий, а с междугородных. В 1910 году первые машины связали Минск с Барановичами, Белостоком, Бобруйском, Брестом и Слуцком. «Автобус являет собой вагон фургонного типа, громоздкий и поставленный на четыре колеса, — описывала новый транспорт первая в Беларуси частная просветительская газета «Минский листок», переименованная затем в «Северо-Западный край». — Он разделен на две половины, в передней части восемь мест для пассажиров 1-го класса, в задней помещаются пассажиры 2-го класса и, наконец, на крыше под открытым небом пассажиры 3-го класса и багаж».

В то же время в Слуцком уезде бобруйский купец Некрич и житель Слуцка Эттингер организовали «Предприятие автомобильного общения». От Слуцка до Старых дорог (47 верст) стало возможным доехать за 2 часа 15 минут. Маршрут обслуживали три автобуса немецкой фирмы N.A.G. На линии Слуцк — Ляховичи (80 верст) использовались два автобуса фирмы «Дюркон». Летом движение было ежедневным. И лишь спустя десять лет автобусы пришли и на улицы наших городов. Причем тогда, в 1920-е, все они были исключительно импортными. Так, по Минску бегали английские Leyland, американские Ford, итальянские FIAT, германские MAN, французские Renault и австрийские Steyr.

Разумеется, развитие автобусных перевозок было тесно связано с созданием дорожной сети. В первой половине XIX века стал закладываться транзитный потенциал Беларуси: по нашей земле пролегли шоссе Брест — Варшава, Москва — Брест, Витебск — Смоленск, Киев — Брест. В 1914-м был утвержден проект постройки около трех тысяч километров шоссе в западных губерниях, но началась Первая мировая война. Лишь в 1928-м удалось достичь довоенного уровня развития дорожной сети.

Автобусы в дореволюционном Слуцке.

А вот полноценные туристические автобусы появились в БССР после Великой Отечественной. Сперва — несколько новеньких ЗиС-127, работавших на междугородных маршрутах до 1970-х годов. А в конце 1950-х на белорусских дорогах стали появляться машины известной венгерской марки Ikarus. Первыми — междугородные и туристические Ikarus-55 Lux, поставлявшиеся в Минск с 1959 по 1969 годы. С появлением красно-белых Ikarus-250 и туристическую отрасль, и междугородные (да и международные) автобусные перевозки ждал просто бум. Все областные центры БССР были связаны автобусными маршрутами со столицей, из Минска машины брали курс на Москву, Ленинград, Вильнюс, Ригу, города Украины.

Не были забыты и наши районные центры. Так, летом 1975 года россонская районка с воодушевлением писала: «В 22 часа 25 июля с Минского автовокзала отбыл комфортабельный автобус-экспресс. Он взял курс на Россоны. Преодолев за 6 с половиной часов трехсоткилометровое расстояние, экспресс прибыл в наш районный центр. Так было положено начало новому автобусному маршруту Минск — Россоны».

Сегодня это кажется парадоксальным, но развитие междугородных автобусных сообщений в те годы серьезно сдерживала… местная авиа­ция. Полвека назад рабочих рук и материально-технических возможностей для дорожного строительства не хватало, даже шоссе Минск — Витебск не было целиком заасфальтировано. Да и автомобилей-то было раз-два и обчелся. Зато массово производились кукурузники Ан-2, которым достаточно было грунтовой полосы, а то и вовсе луга. К тому же был очевиден выигрыш по времени, при этом авиабилет стоил ненамного дороже автобусного. Даже в 1990 году, когда дороги были уже более-менее в порядке и булыжник ни в районные, ни тем более в областные центры не вел, автобус из Минска в Пинск шел (тремя разными маршрутами) от 7 до 10 часов, а билет на него стоил от 6,15 до 7,35 рубля. В то же время самолет, вылетавший дважды в день из аэропорта Минск-1, достигал столицы Полесья за час при стоимости билета 10 рублей. До Могилева автобус добирался почти 4 часа при стоимости билета 4,35 рубля, тогда как долететь туда можно было за 7 руб­лей и всего за 50 минут. А в 1975-м за те же 50 минут самолет доставлял пассажиров из Минска на Нарочь, куда автобус колесил целых 5 часов…

ЗиС-127 на маршруте Минск — Брест. 1950-е годы. 
Фотоальбом «Савецкая Беларусь у фотаілюстрацыях 1958»

Республиканская междугородная и пригородная автобусная сеть была рассчитана в большей степени на охват промежуточных населенных пунк­тов, небольших деревень и поселков. И отношение к инфраструктуре было сугубо утилитарным. Даже открытый в 1962 году минский автовокзал «Цент­ральный» ничего выдающегося, кроме своего местоположения в центре столицы БССР, предложить не мог. Зато появившийся в 1983-м автовокзал «Восточный», наоборот, местом размещения похвастать не мог, но при этом с архитектурной и функциональной точек зрения оказался весьма любопытным. Он стал одним из примечательнейших сооружений довольно серенького тогда города — обладателем диковинного пандуса, гостиничных номеров, просторных холлов и буфетов, а также единственным местом в микрорайоне Серебрянка с игральными автоматами. Весьма удобен был «Восточный» и с точки зрения подъезда к нему и парковок: выйдя из прибывшего автобуса, можно было практически сразу пересесть в такси.=

Еще более удобным был третий минский автовокзал — «Московский», начавший работу в августе 1999 года. Помимо продуманной системы парковки, его огромным плюсом было то, что он находился близко от станции метро «Московская». Журнал «Архитектура и строительство» назвал этот автовокзал «футуристической летающей тарелкой, приподнятой десятками тонких лучей над курганом». Речь о круглом навесе над перроном, который был подвешен на 54 вантах к высокой железобетонной башне-пилону.

Автобус марки Steyr на маршруте Минск — Червень. Середина 1920-х годов.

Увы, в 2014-м «Московский» прекратил существование и был снесен. Два года спустя закрылся «Восточный». Что касается «Центрального», он был снесен в 2007 году и возродился в принципиально новом облике в 2011-м. Ультрамодный, но крайне ограниченный в площадях, работать один за троих он явно не смог. Возможно, это и к лучшему: в ближайшие дни запредельная нагрузка на него спадет, а просторный лайнер «Восточного» ждет новый взлет. До этого было новое рождение грандиозного автовокзала в Бресте, обновление автостанций в Вилейке, Вороново, Мяделе, Несвиже, десятках других городов. Белорусская история продолжает писать свою славную летопись — колесами в том числе.

КОЛЕСНАЯ ФОРМУЛА

В 1925 году в БССР было 20 автобусов. В послевоенном 1946 году — 17 трофейных автобусов и четыре ЗиС-154. Но уже к 1956 году в одном лишь Минске насчитывалось более 450 автобусов для городских, пригородных и междугородных перевозок.
НЕКОТОРЫЕ МАРШРУТЫ С АВТОВОКЗАЛА «ВОСТОЧНЫЙ» В 1990 ГОДУ

(расстояние, время в пути и стоимость проезда)

Бобруйск (150 км) — 2 ч. 33 мин. — 3,15 руб.
Брагин (378 км) — 8 ч. 20 мин. — 6,75 руб.
Верхнедвинск (317 км) — 7 ч. 16 мин. — 6,25 руб.
Витебск (279 км) — 6 ч. 38 мин. — 5,75 руб.
Гомель (340 км) — 7 ч. 21 мин. — 6,40 руб.
Комарин (429 км) — 9 ч. 24 мин. — 7,20 руб.
Миоры (242 км) — 6 ч. 30 мин. — 5,15 руб.
Могилев (204 км) — 3 ч. 56 мин. — 4,35 руб.
Новополоцк (252 км) — 5 ч. 30 мин. — 5,35 руб.
Полоцк (238 км) — 5 ч. 10 мин. — 4,95 руб.
Поставы (239 км) — 6 ч. 03 мин. — 4,95 руб.
Россоны (292 км) — 6 ч. 10 мин. — 6,15 руб.
Сенно (255 км) — 6 ч. 17 мин. — 5,35 руб.
Слуцк (114 км) — 2 ч. 19 мин. — 2,30 руб.
Солигорск (146 км) — 3 ч. 00 мин. — 2,90 руб.
Столин (362 км) — 8 ч. 07 мин. — 6,75 руб.
Старые Дороги (167 км) — 3 ч. 53 мин. — 3,30 руб.
Туров (284 км) — 6 ч. 19 мин. — 5,95 руб.
Хотимск (440 км) — 10 ч. 03 мин. — 7,20 руб.
Червень (61 км) — 1 ч. 30 мин. — 1,25 руб.
Шарковщина (203 км) — 5 ч. 25 мин. — 4,35 руб.
Шклов (241 км) — 5 ч. 20 мин. — 5,15 руб.

Источник: «Расписание движения пассажирских, пригородных поездов, автобусов и самолетов». Минск, 1990 г.
osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter