Трешка для тройняшек: как семья столичного адвоката, в одночасье ставшая многодетной, обзавелась новыми квадратными метрами в пригороде Минска

Трешка для тройняшек

Cемья становится большой, как правило, постепенно. Вначале решаются на второго, затем на третьего. Но бывает, многодетность приходит в одночасье. Так получилось у столичного юриста Екатерины Саванович. Восемь лет назад она родила тройню, и женского полку в семье резко прибыло: на свет появились Анна, Мария и Анастасия. Корреспонденты «Р» познакомились с необычной семьей и ее историей улучшения жилищных условий.


Трижды мама — бизнес-леди

Глядя на Екатерину, сложно сказать, что она многодетная мать. Стройная, красивая, элегантно одетая, на высоких каблуках. Про таких говорят: «Им всегда восемнадцать». Рабочий график расписан по минутам, везде успевать помогает то, что сама за рулем. Кроме адвокатской деятельности, Екатерина еще основательница благотворительного фонда «Во благо». При этом она утверждает, что именно дочери стали главным стимулом ее развития. 

— Новость о том, что я беременна тройней, восприняла как данность, — рассказывает Екатерина. — У моей бабушки были двойняшки, поэтому, видимо, гены решили заявить о себе. Беременность протекала нормально, меня планово положили на сохранение, а в 34 недели малышки появились на свет. Рановато, конечно, — восьмимесячные, но для тройни это совсем неплохой срок. 

Обычно рождение детей, особенно нескольких, заставляет маму надолго отказаться от профессиональных амбиций, работы, самореализации вне дома. У Екатерины Саванович все вышло иначе — во время беременности она открыла собственное адвокатское бюро, а это требовало совмещения родительских и профессиональных функций. Поэтому декретный отпуск  у трижды мамы сократился до минимума.

— Так сложилось, что возможность осуществить давнюю мечту появилась именно во время беременности, — объясняет она. — И поскольку меня связывали обязательства перед партнерами, я не могла их подвести. В продолжении профессиональной деятельности был и личный интерес. Я понимала, что трое детей — это тройные денежные затраты, и как родительнице мне предстоит позаботиться об их материальном обеспечении. 

Большой груз забот по уходу за малышами взяла на себя мама Екатерины. До того, как оформили девчонок в детский сад, тройняшки находились под ее крылом. Отмечает Екатерина Саванович и солидную поддержку государства. 

— Я была приятно удивлена объемом социальной помощи многодетной матери, — говорит она. — Кроме единовременного пособия и других выплат, мы получали бесплатное питание. В таком количестве, что дети не могли все съесть! Я загружала этими наборами багажник машины, а потом была вынуждена передавать неиспользованные смеси и консервы другим многодетным матерям. 

Когда малышки подросли, семья ощутила, что в квартире стало тесно. К тому же у Насти обнаружились серьезные проблемы со здоровьем: выявили редкое заболевание, которое повреждает опорно-двигательный аппарат, передвигаться она может только с помощью специальных приспособлений. Чтобы развиваться, девочке нужна постоянная реабилитация, и мама считает своим долгом сделать ее как можно более полноценной и регулярной. Семья пользуется и льготными возможностями, которые предлагают детям с инвалидностью государственные учреждения, и дополнительными — уже за собственные средства.

— В социальной службе бесплатно выдали прекрасную коляску-ходилку, хорошие поручни в ванную, с удовольствием их эксплуатируем, — делится опытом Екатерина. — Курсы реабилитации в государственных реабилитационных центрах — на Володарского и Севастопольской в Минске — замечательные, но там, на мой взгляд, для занятий выделяется недостаточно времени. Поэтому я пользуюсь услугами частных специалистов, реабилитировала ребенка в Питере. 

Затраты на реабилитацию — самая большая статья расходов в семье, констатирует мама. Даже не питание!

— И это при том, что я отношу себя к родителям с хорошим доходом, — уточняет Екатерина. — Одно занятие с инструктором ЛФК и логопедом стоит примерно 30 рублей. А нужны ежедневные. Несложно подсчитать, во сколько обходятся нам шансы развиваться.

Решение жилищного вопроса семье удалось решить достаточно быстро. Два года назад Екатерина подала документы в исполком, чтобы стать на учет нуждаемости в улучшении жилищных условий. Их поставили на очередь по месту прописки — в Ждановичском сельском совете. 

После того как все бумаги были оформлены, в течение года нам предложили несколько вариантов, — рассказывает мама. — Я не сразу определилась с выбором. 

В августе прошлого года Екатерина Саванович согласилась на трехкомнатную квартиру в девятиэтажном доме в Мачулищах, что в 15 километрах от Минска. В ноябре взяла кредит на строительство жилья. Большую часть суммы погашает государство. 

На днях новостройку сдают в эксплуатацию. Ключи счастливым обладателям свежих апартаментов еще не выдали, но в трешке площадью 82 квадрата будущая хозяйка была неоднократно. 

— Квартира прекрасная! — эмоционально делится впечатлениями Екатерина. — Она полностью готова к проживанию. Разве что кухонный гарнитур надо установить и шторы с люстрами повесить.

Понравилась новоселам планировка. Просторная кухня, есть гардеробная (голубая мечта девочек). Застекленная лоджия — с французскими окнами, за которыми открывается прекрасный вид на зеленую зону. Что важно — в доме создана безбарьерная среда. У каждого подъезда — электрический подъемник для людей с инвалидностью.

Екатерина Саванович и ее дочурки у нового дома в Мачулищах.

Кто на новенькое?

У Минского района есть своя специфика. Он окаймляет столицу страны, мегаполис, и, в отличие от других сельских районов, у него нет районного центра. Поэтому учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ведут 18 сельских исполкомов, один горисполком — Заславский — и один поселковый — Мачулищанский. А отдельно Минский райисполком формирует списки семей, имеющих первоочередное право при получении жилья.

— Сегодня на очереди в Минском районе состоит 1346 многодетных семей, это примерно десять процентов от всех нуждающихся в улучшении жилищных условий, — констатирует начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства Минского райисполкома Татьяна Андриевская. — На отдельном учете в райисполкоме 209 многодетных: 182 семьи, которые воспитывают по четверо и более несовершеннолетних детей, и 27 многодетных семей, где есть дети-инвалиды. Эти две категории имеют первоочередное право для направления на строительство жилья. Как только появляется новый строящийся объект, мы начинаем опрос по данному списку. Информируем письменно с уведомлением, подробно указывая цены за квадратный метр и другие детали, позволяющие семьям взвесить все за и против и принять обдуманное решение.

По законодательству, многодетные семьи в течение года со дня постановки на учет должны получить предложение о строительстве. Это не значит, что семья обязана его принять. Если по каким-то причинам вариант не устраивает, можно отказаться. Правда, стоит учесть: если многодетной семье предложили три разных варианта за один календарный год и все «забракованы», ее снимают с учета нуждающихся. Впрочем, на учет можно стать повторно с новой даты — и процедура повторится.

От предложенных вариантов отказываются чаще по двум причинам. Первая — дороговат квадратный метр, великовата площадь квартиры, доходы семьи до них не дотягивают — ведь государство погашает часть кредита, остальное нужно платить самостоятельно. Вторая причина отказов — населенные пункты, где ведется строительство, находятся в противоположной стороне от МКАД.

 — Часто родители работают в Минске, — говорит Татьяна Андриевская. — Допустим, они живут в Самохваловичах, работают в Курасовщине, добираются на маршрутке в течение 20 минут. А если им переселяться в Острошицкий городок, то придется менять не только место жительства, но и работу.

Кому трех метров не хватает, а кому тридцати

Сколько многодетных семей сегодня живет в крайне стесненных условиях? Татьяна Андриевская приводит данные анализа, недавно проведенного в районе и показавшего степень нуждаемости семей в улучшении жилищных условий.

По состоянию на 1 апреля из не направленных на строительство 1010 семей 440 уже имеют в собственности жилые помещения — на территории как Минского района, так и города Минска. Чтобы семья перестала считаться нуждающейся в улучшении жилищных условий, на каждого члена семьи должно приходиться 15 метров. По результатам анализа, 82 семьям не хватает менее чем пяти метров, восьми семьям — от пяти до десяти метров, 59 семьям — от 10 до 15 метров, 79 семьям — от 15 до 20 метров, 141 семье — более 20 метров. А у 21 семьи метража на родителей и несовершеннолетних детей достаточно, но они зарегистрировали в своей квартире бабушку, дедушку и фактически стали нуждающимися.

— В таких случаях градации мы не проводим, ставим на очередь всех. Цифра подтверждает недостаток метров на одного члена семьи. А это самое главное, — говорит Татьяна Андриевская.

А что делать тем, у кого нет денег на строительство? Ведь им как недостаточно платежеспособным попросту откажут в предоставлении банковского кредита!

— Малообеспеченные семьи — это когда доход на одного члена семьи ниже бюджета прожиточного минимума — вправе претендовать на получение социального жилья, которое выделяется бесплатно, — поясняет Татьяна Андриевская. — Правда, оно не будет являться собственностью семьи, его нельзя наследовать, зато, в отличие от арендного, платить нужно только за коммунальные услуги.

Как показывает опыт, малообеспеченных многодетных семей немного. На территории Минского района таких всего 15. В прошлом году выделили две социальные квартиры. Одна из них — в доме, возведенном на условиях долевого строительства — очень комфортное благоустроенное жилье.

kozlovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter