Тренируйтесь на кошках?

Закрывая глаза на издевательства людей над животными, общество рискует воспитать будущих опасных преступников

Закрывая глаза на издевательства людей над животными, общество рискует воспитать будущих опасных преступников

Парадоксально, но факт: в стране, расположенной в самом центре Европы, оказывающей беспрецедентную на всем постсоветском пространстве социальную поддержку молодым матерям и пенсионерам, по праву гордящейся своими высокообразованными и толерантными гражданами, никак не могут принять закон о защите животных, который существует во всех цивилизованных государствах. А за откровенный садизм по отношению к братьям нашим меньшим можно отделаться чисто символическим штрафом.

Наверняка многие помнят буквально взорвавший интернет весной 2012 года случай, когда 20-летний минчанин взял из приюта собаку — красавца добермана Эйса — и спустя какое-то время отрезал ему во время прогулки голову. То, что Заводской суд столицы приговорил этого недочеловека всего к 15 суткам ареста, зоозащитники и неравнодушная общественность восприняли как торжество максимально возможной в таких условиях справедливости. Ведь, согласно Кодексу об административных правонарушениях, жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а также истязание четвероногих влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест. И это все, что грозит в случае привлечения к ответственности так и не пойманным до сих пор живодерам, которые изуверски мучают и убивают дворовых кошек и собак в Минске, Гомеле, Витебске...

Продолжающиеся годами горячие споры между представителями различных зоозащитных организаций и депутатами парламента, комментарии  чиновников о том, что в стране не хватает бюджетных средств, чтобы принимать подобный закон, вполне серьезные рассуждения на форумах о необходимости устроить самосуд над “подпольными” живодерами, как только удастся их поймать, — все это сегодняшние реалии. Реалии XXI века, который после своего “кровопролитного” предшественника, казалось бы, должен заново привить землянам человечность. Увы, большинство из нас не осознает простейшую истину: тот, кто привык считать бесполезной жизнь любого живого существа — хомячка, котенка или птенца, — рано или поздно рискует прийти к мысли о бесполезности человеческой жизни. Садистское обращение с животными — не просто проявление каких-то мелких личностных пороков жестокого человека. Это скорее симптом глубоких ментальных проблем. Исследования в области психологии и криминологии показывают, что люди, совершившие акты жестокости по отношению к братьям нашим меньшим, редко на этом останавливаются, многие продолжают — уже со своими братьями-людьми.

Сегодня ФБР и Скотленд-Ярд рассматривают насилие над животными как один из пяти ключевых индикаторов того, что человек впоследствии совершит насилие над другим человеком. А профессор лондонского Института здоровья детей Дэвид Скьюз утверждает, что каждый третий педофил в детстве жестоко обращался с домашними питомцами. Советский серийный убийца Анатолий Сливко, людоед Михаил Малышев, американец Эдмунд Кемпер, убивший восемь женщин, среди которых была его собственная мать, Джеймс Хьюберти, расстрелявший 21 человека в закусочной “МакДональдс”, витебский маньяк Геннадий Михасевич — список извергов, начинавших свою страшную “карьеру” с издевательств над животными, можно продолжать до бесконечности... Что бы там ни говорили ученые о влиянии дурной наследственности, я убеждена, что всех этих, с позволения сказать, людей воспитало в том числе и общество, когда-то охотно закрывавшее глаза на их подростковые “шалости”.

— Самое страшное, что может случиться с человеком, — это когда он лишит жизни четвероногого друга ради собственного удовольствия и при этом ему все сойдет с рук, — говорит семейный психолог Анна Неглинная. — Следствием является деградация личности и цепная реакция насилия и убийств. Почти все домашние тираны сначала издевались над дворовыми животными или над домашним питомцем, причем нередко на глазах своих жен и детей! Сперва, как правило, они безжалостно избивают собаку и, оставаясь безнаказанными и раздразнив свои самые темные инстинкты, затем уже “отрываются” на домочадцах.

За последние несколько месяцев на электронный адрес Генеральной прокуратуры поступило свыше пятисот обращений граждан, в которых предлагается усилить ответственность за жестокое обращение с животными, а также наделить должностных лиц МВД правом составлять в таких случаях протоколы об административных нарушениях. Аналогичные предложения рассмотрели в Генеральной прокуратуре в январе этого года на основании письма Национального центра законодательства и правовых исследований и других обращений многих организаций по охране животных. Кроме того, стало известно, что МИД Беларуси поддерживает ужесточение ответственности за жестокое обращение с нашими любимцами, но ждет инициативы профильных ведомств.

Интересно, настанет ли, вообще, день, когда по поводу этого наболевшего вопроса можно будет воскликнуть: “Лед тронулся, господа присяжные заседатели!”? Или же, выражаясь некрасовскими строками: “Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе...”?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter