Требуется равновесие

Задача сдерживания импорта снова актуальна для экономики

Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации сохраняет положительную динамику: за два первых месяца 2013 года он составил 34 864,6 млрд. рублей, или 119,7 % к уровню января—февраля прошлого года. Однако статистика свидетельствует, что потребители стали покупать больше импортных товаров. Хотя общая ситуация с платежным и торговым балансом вовсе не создает для этого предпосылок.

Действительно, происходят изменения в структуре оборота в пользу импортной продукции. И это отнюдь не благоприятно для экономики страны. Данные Национального статистического комитета показывают, что в январе этого года потребительский импорт достиг объема 423,1 млн. долларов, а это на 37 % больше, чем за январь прошлого года. В частности, импортные закупки непродовольственных товаров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились более чем на треть, до 257 млн. долларов.

Вместе с тем доля товаров белорусского производства торговых организаций в розничном товарообороте в январе—феврале 2013 года оказалась на 3,7 процентного пункта меньше по сравнению с началом 2012 года и составила 71 %. Причем если удельный вес отечественных пищевых продуктов сократился только на 1,5 процентного пункта, до 83,9 %, то по непродовольственным товарам — сокращение на 6,1 процентного пункта, до 55,3 %. Национальный статистический комитет в своем отчете указывает: «Внешнеторговые операции с непродовольственной группой товаров характеризуются сокращением экспортных поставок на фоне заметного увеличения импортных поступлений».

Продажи импорта возросли практически по всем группам промышленных товаров. Наиболее стремительный рост, почти на 20 процентных пунктов, отмечен за два месяца в увеличении доли продаж импортных телевизоров и стиральных машин (до 77,2 % и 49,4 % соответственно). Более устойчивы позиции белорусских производителей на рынке холодильников (рост импорта на 5,6 процентного пункта, до 26 %), верхней одежды (рост импорта на 5,2 процентного пункта, до 40,8 %). Увеличился удельный вес импортных трикотажных и чулочно-носочных изделий, обуви, верхней одежды, стройматериалов.

Что же касается продовольственных товаров, то тут объясним сезонными причинами прирост доли продажи импортных овощей до 17,3 %. Но вот остальное… Импортным был каждый четвертый литр фруктовых и овощных соков, почти каждый третий килограмм кондитерских изделий из сахара (прежде всего карамели), каждый десятый литр безалкогольных напитков. Из товаров критического импорта в объяснимых пределах отмечен прирост доли импортного растительного масла (с 70 % до 72,5 %). Стоит отметить, что опять менее половины составили отечественные товары в объемах продаж по таким товарным группам, как синтетические моющие средства и рыба. А ведь год назад перевес был на стороне белорусской продукции. Абсолютно неоспоримым и незыблемым выглядит полное преобладание белорусской продукции лишь по таким товарным группам, как мясо, мясные и молочные изделия, яйца, сахар, макароны, табачные изделия.

Еще одна тенденция в розничном товарообороте — увеличение доли торговых предприятий. Они продали населению 73,4 % от всего объема продажи непродовольственных товаров. И по этим товарам реализация через торговые предприятия в январе—феврале этого года возросла на 30 % по сравнению с уровнем первых двух месяцев прошлого года. Соответственно, сокращалась доля торговых центров и рынков. Изменилось и соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота: на пищевые продукты, напитки и табачные изделия приходилось 50,3 % (год назад — 49,4 %), на непродовольственные товары — 49,8 % (год назад — 50,6 %). Частично это связано с более стремительным ростом цен на алкогольные напитки и табачные изделия. И это при том, что продажи промышленных товаров росли более быстрыми темпами.

Таким образом, задача сдерживания импорта снова становится актуальной для белорусской экономики, ей озаботились и в Министерстве торговли, и в МИДе, и в экономических ведомствах. При этом разные ограничения ввоза — лишь частичное, неполное решение. К тому же создается Единое экономическое пространство. Ключ к реальному решению проблемы — на внешних рынках. Ведь гораздо большую пользу может дать и всегда дает рост экспорта собственных товаров. Когда он заметно опережает импорт, можно реально сбалансировать ситуацию и тогда уже расширить выбор и допускать безболезненное присутствие привозных товаров на потребительском рынке. Впрочем, есть товарные позиции, которые отечественные производители просто обязаны удерживать, заботясь о своей репутации и об уровне своих предприятий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter