Трава у дома

Агротуризм дает шанс почувствовать вкус «живого» деревенского молока, сыра, варенья из только что собранных ягод, хлеба, испеченного в печи...

Жуйте не спеша, запивайте медленно — советуют диетологи. Очевидная истина. Однако мы спешим жить. И спешим есть. Поэтому размеренному питанию предпочитаем фаст–фуд: перекусить, сделать два глотка чаю и бежать по делам. Мы даже не задумываемся, из какой травы тот чай. Верим написанному на пачке. Представители движения слоу–фуд рекомендуют пить не заморский чай, а свой — белорусский. Удивительно только, что слоуфудовцы — итальянцы. По идее, должны продвигать граппу...


Но итальянцы ратуют не только за себя, а за весь мир. В 1986 году появились первые сообщества слоу–фуд. Теперь они есть почти в каждой стране. У нас последователи гастрономического течения заявили о себе лишь в прошлом году — в деревеньке Клястицы Россонского района.


Местная жительница Алла Хорень — известная персона и у нас, и за рубежом. Она основала одну из первых в стране агроусадеб, когда это было еще не модой, а тяжким почином. Алла Николаевна сельским туризмом занялась не ради денег, а ради удовольствия.


Всю жизнь она собирает травы в окрестностях своих Клястиц. Почти под домом растут душистый чабрец, зверобой, в лесу — земляника, брусника, на соседнем болоте — таволга. Собранные растения сушатся на льняных полотнах в тени деревьев, потом подвяливаются в дровяной печи или на полатях русской бани. И вот уже Алла Хорень пакует травяные смеси в мешочки. Каждый перевязывает ленточкой, к которой прикреплен знак качества — карточка с эмблемой Slow Food. Итальянцы запатентовали эти травы как нашу национальную гастрономическую особенность.


Агротуризм дает шанс почувствовать вкус «живого» деревенского молока, сыра, варенья из только что собранных ягод, хлеба, испеченного в печи. Простая крестьянская пища городскому человеку в диковинку, на вкус так и вовсе деликатес. Но чаи затронули самое нутро всех, кто бывал в гостеприимном доме Хорень. Однако Алла Николаевна не собирается организовывать массовое производство вкусного напитка. Иначе это уже будет не слоу–, а фаст–фуд.


На другом конце страны, в Лунинецком районе, в лес за ягодами не ходят. Зачем, если в каждом частном подворье разбито по грядке с клубникой. У практичных хозяев не огороды, а целые плантации. Здешняя деревня Дворец и за границей славится как клубничная столица. Чем не туристический символ если не страны, то региона?


По соседству — Ганцевичский район, где люди собирают клюкву. Болотный край поставляет на рынок самую лучшую журавлиную ягоду. Дело здесь выведено на промышленную основу. Но техника идет в ход только при сборе урожая. Растет ягода в чистой природе, без всякой подкормки пестицидами. Туристы, однако, сюда не ездят. Приезжают перекупщики из больших городов, на машинах с прицепами.


Вот только родных травяных чаев не купишь нынче ни оптом, ни в розницу. И не нарвешь на каждом поле. Душистая трава у дома — экзотика.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter