Трагедия у деревни Шкава

Адам Попруга - партизанский командир, жизнь и  деятельность которого почти не изучена или изучена крайне недостаточно

В нашей республике хорошо известны имена партизанских командиров Федора Павловского и Миная Шмырева, Василия Коржа и Константина Заслонова, Виктора Ливенцева и Сергея Жунина, Кирилла Орловского, Владимира Лобанка, Алексея Данукалова и десятков других командиров партизанских отрядов и бригад. О них написаны книги, журнальные и газетные статьи. Им  посвящены кинофильмы. Но был в нашей республике партизанский командир, жизнь и  деятельность которого почти не изучена или изучена крайне недостаточно. 

Его дочь минчанка Антонина Адамовна Шевченко (Попруга) вот уже 42 года хранит архивную справку следующего содержания: 

«Попруга Адам Емельянович, 1904 года рождения, числится партизаном отряда «Смерть фашизму» бригады № 123 Полесской области, с ноября 1941 года в должности командира отряда. Погиб в бою с немецко-фашистскими  захватчиками у д. Шкава в апреле 1944 года. 

Архивная справка составлена по материалам партархива. 

Зав. сектором партархива Института истории партии при ЦК КПБ В. Давыдова». 

Вот и все, что осталось от ее отца — партизанского командира, соратника легендарного Героя Советского Союза Тихона Бумажкова. 

Уже с ноября 1941 года партизанская группа Адама Попруги начала наносить удары по немецким оккупантам и их пособникам в Полесской области. Организационно она оформилась в партизанский отряд в апреле 1942 года. В мае 1943 года отряд Адама Попруги вошел в состав 123-й Октябрьской имени 25-летия БССР партизанской бригады. До октября 1943 года этот отряд назывался по фамилии своего командира — отряд Попруги. Затем данному партизанскому отряду было присвоено название «Смерть фашизму». Весной 1944 года он базировался в лесу недалеко от деревни Шкава Октябрьского района. 

Вместе с партизанами других отрядов бригады бойцы отряда Попруги приняли участие в разгроме вражеских гарнизонов в ряде населенных пунктов, в том числе в Копаткевичах, Холопеничах, Муляровке, Озаричах, Волосовичах, Шкаве, Березовке, Ломовичах. 

Отряд вел большую диверсионную работу. Его партизаны взрывали эшелоны, уничтожали живую силу и технику врага. Диверсионные группы отряда А.Е. Попруги устраивали засады на дорогах, уничтожали вражеские обозы, изматывали силы врага. 

Весной и осенью 1942 года они вели тяжелые бои против карателей в районе деревень Лески, Шкава, станции Рабкор Октябрьского района, в ноябре 1942 года «попруговцы» приняли активное участие в подрыве важного стратегического моста через реку Птичь (движение на железнодорожном участке Житковичи—Калинковичи было остановлено на 18 суток). 

В августе и сентябре 1943 года партизаны отряда Попруги разрушили километры железнодорожного полотна. Уничтожали мосты, громили полицейские гарнизоны. В ноябре они через линию фронта установили связь с 37-й и 60-й стрелковыми дивизиями Красной армии, передавали им разведданные, обеспечивали проводниками. 

За отвагу и мужество, умелое командование партизанским отрядом Адам Попруга был награжден орденом Красного Знамени. 

Антонина Адамовна вспоминает: 

«Мой отец Адам Попруга  родился в деревне Мойсеевка Гомельской области в крестьянской семье. До Великой Отечественной войны работал в деревне Иванищи председателем колхоза. Помню большой дружный коллектив. Много было молодежи.  

Колхоз славился хорошими урожаями, дружбой и слаженностью большого коллектива. Звали поэтому деревню Коммуной, были о нем не­однократно статьи в газетах. Колхозу было присвоено имя Сталина, что по тем временам считалось большим достижением. 

В наш колхоз часто просились колхозники из других деревень и нередко переезжали целыми семьями. 

Отец с раннего утра до позднего вечера находился на полях, застать его дома было трудно. 

Но в ночь с 21-го на 22 июня 1941 года содрогнулась земля от взрывов. Началась Великая Отечественная война. 

Отца в армию не призвали, так как он не был военнообязанным. Будучи подростком (по его рассказам), однажды с друзьями пошел в лес за орехами. В это время наши чекисты преследовали белогвардейскую банду. Началась перестрелка. Мальчики залезли на деревья. В это время шальная пуля прострелила ему ступню ноги. Отец не хромал, но часто парил ее и срезал бритвой нарастающую твердую кожу. Поэтому и был комиссован медицинской комиссией райвоенкомата. 

В первые недели войны отец начал исчезать из дома. Как выяснилось потом, они собирались во главе с бывшим тогда секретарем Октябрьского райкома партии Тихоном Бумажковым  и решали вопросы, связанные с организацией партизанских отрядов. Так осенью 1941 года был организован наш отряд. 

Много раз фашисты устраивали блокады, но всегда партизаны этой бригады отбивали атаки врага. 

Гитлер обозначал на картах этот неприступный для врага  уголок земли  словами «Цвай Москау» — вторая Москва. 

 Но вот настал январь 1944 года. Наши войска совместно с партизанами образовали узкий коридор, который соединял партизан с  Красной армией. Был приказ переправлять боеспособные силы на фронт. Отцу моему было поручено обеспечить передвижение партизанских групп  на фронт – в действующую Красную армию. 

Осталась небольшая часть отряда, а в это время фашисты перекрыли этот коридор. Создалась тяжелейшая обстановка. Кругом вражеские части, а группы наших ребят малы, скованы движения, голод. 

В это время наши ребята возвращались из разведки и встретили нашего бойца. Он бежал из плена, был ранен. Помню, что звали его Василий. 

Моя мама — Евдокия Федоровна Попруга – ходила по лесу, собирала корни и стебли малины, кору дуба, делала из этого отвар и парила ему раненую руку. 

В начале апреля 1944 года Василий пошел в разведку и снова попал в плен. Говорили, что он не выдержал пыток и привел карательный отряд к нашей небольшой группе партизан, и завязался неравный бой. В этом бою 6 апреля 1944 года погибли мои отец и мать, сестры Мария (17 лет) и Валентина (5 лет). 

Мне удалось спастись чудом. Я подалась в лес. В то время мне было 15 лет. 

Лес был блокирован 10 дней, всюду фашистские засады, трупы лежат непохороненные, передвигаться опасно, голод невыносимый. Я находилась в состоянии шока. Не могла представить своей жизни без отца. Не верила в его гибель. 

Когда была снята блокада, похоронили убитых в лесу. В городской поселок Октябрьский могилы перевезли после освобождения территории нашими войсками. Никто не имеет права забыть, какой ценой досталась нам победа над врагом». 

Еще и сегодня, спустя 64 года после трагической смерти Адама Попруги, мы не можем со стопроцентной точностью воссоздать ее причины и обстоятельства. 

Скорее всего, партизан отряда «Смерть фашизму», назвавшийся Василием (до сих пор мы не знаем его действительных фамилии и имени), был агентом СД, который сообщил своим хозяевам место расположения партизанского отряда, а главное, указал, где располагался шалаш командира отряда Адама Попруги и его семьи. На рассвете 6 апреля 1944 года, минуя партизанские посты, группа карателей из службы полиции безопасности и СД  скрытно подошла к шалашу, в котором находились Адам Емельянович, его жена и дочери, и расстреляли их. Только одной из дочерей – 15-летней Антонине — чудом удалось спастись. 

Несколько слов о дочери отважного командира отряда «Смерть фашизму» Адама Попруги Антонине Адамовне. 

Она родилась 1 апреля 1929 года. В отряде ходила  с карабином, участвовала в караульной службе, ухаживала за ранеными. 

В послевоенные мирные годы работала и училась. В 1951 году окончила Брестское педучилище, а в 1958 году – филологический факультет Брестского пединститута
имени Пушкина. 

50 лет своей жизни Антонина Адамовна отдала школе. Она работала в Бресте, в советской школе в Группе советских войск в ГДР, так как ее муж был военным и служил в этой стране. 

С 1965 года А.А. Шевченко работала в средних школах  Минска. 

А.А. Шевченко часто бывала в Октябрьском районе Гомельской области, на местах боевых действий партизанского отряда «Смерть фашизму», выступала в школах и перед колхозниками родины отца — деревни Мойсеевки. 

Сегодня Мойсеевская школа Октябрьского района Гомельской области  носит имя отважного сына белорусского народа, командира партизанского отряда «Смерть фашизму» Адама Емельяновича Попруги. 

А дочь героя — пенсионерка Антонина Адамовна опять собирается съездить в родной Октябрьский район, где ее ждут новые встречи. 

Недавно она написала стихотворение «Память». 

Ежегодно празднуем Победу, 

Кому выпало судьбою жить, творить, 

Землю украшать цветущими садами, 

Строить города, детей растить.

Только мне все четче и ясней 

Грезятся зеленые полянки. 

Шум деревьев, голоса друзей 

И наши партизанские землянки. 

Летом же в лесной глуши 

Строили мы быстро шалаши. 

Даже дети мчались побыстрей 

Находить и истреблять ужей… 

Взрослые и дети – все солдаты. 

Чистили винтовки, автоматы. 

Помню, как в походах стар и мал, 

Изнуренные, садились на привал. 

Кто-то вяло сапоги стянул, 

Кто-то тихо песню затянул — 

Подхватил ее и вырвал на простор 

Дружный, звонкий партизанский хор. 

Жаль, что боль, трагедия 

Не мне одной 

Жизнь закрыли темной пеленой. 

А теперь все чаще, хоть на миг, 

Я сижу и думаю о них… 

Славные были ребята! 

Не знали страха в яростном бою, 

А когда затянут на поляне 

Песню задушевную свою, 

Кажется, что солнце ярче светит, 

Травы умываются росой, 

И березы — шелковые косы — 

Шелестят зеленою листвой… 

Среди них, как будто на экране, 

Мой отец задумчиво стоит, 

Что-то под березкой на поляне 

Тихо комиссару говорит… 

И признаюсь честно, откровенно: 

Не задумываясь, если бы могла, 

Жизнь свою, нелегкую, большую, 

За одно б его дыханье отдала. 

Помню я его разумным, добрым, 

Вечно в деле, хлопотами полн, 

Стала б перед ним я на колени, 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter