Как поднять престиж профессии учителя

Тот, кто не бывает одинок

Педагогов, способных растормошить спящее школьное царство и поддержать у детей интерес к учебе, становится все меньше
Педагогов, способных растормошить спящее школьное царство и поддержать у детей интерес к учебе, становится все меньше. Опытные наставники уходят на заслуженный отдых. А молодежи куда интереснее перекладывать бумажки в офисе, чем стоять у классной доски. Почему? Есть ли выход из сложившейся ситуации?



Об этом мы поговорили с доктором педагогических наук, профессором кафедры педагогики и проблем развития образования БГУ Инной Казимирской.

– Инна Ивановна, когда-то слово «учитель» писали с большой буквы, а произносили с придыханием. Почему сегодня нам приходится обсуждать, как поднять престиж профессии?

– Потому что изменились общество, соотношение понятий необходимого и достаточного. Нашему поколению было проще: у нас не было проблем выбора – какие босоножки надеть. Они у тебя единственные, хорошо, если вообще есть. Нынешней молодежи сложнее разобраться, что важно, а что второстепенно. Они идут в вуз и получают профессию более престижную, но менее востребованную. Востребован сегодня и очень хороший наставник. Родители к первому классу ищут лучшего учителя, к одиннадцатому – репетитора. Но все хотят в юристы и экономисты.

– Это в общем. А если в деталях?

– На учителей возложили слишком много обязанностей. Недавно с приятельницей и ее сыном – учеником 9-го класса – зашли в кафе. Заказали штрудель. Мальчишка растерялся – не знал, как намазать крем. А мама тут же отреагировала: «В школе не научили». Помилуйте, какая школа?! Пользоваться столовыми приборами нужно учить дома.

– А еще многих отталкивает бумажный прессинг.

– Еще как отталкивает! Знакомая учительница, у нее два образования – историческое и музыкальное, устраивает в школе такие интересные реконструкции! Дети ее обожают. Могла бы и чаще проводить уроки-праздники, но у нее много других обязанностей. Она должна пройти по неблагополучным семьям, заглянуть к ним в холодильник, написать отчет. Однажды говорит: «А если бы ко мне зашли и проверили? Я не успеваю готовить, поэтому мои дети едят пельмени второй раз за день». Учителей нужно освободить от дополнительной нагрузки, предоставить время «для думанья» – иногда на подготовку одного урока уходят недели.

– Еще бы зарплату побольше.

– Финансовый вопрос, конечно, играет определенную роль, но не ключевую. Я считаю, что учитель – это прирожденный проповедник. Он будет наставником, потому что ему это нравится. Для него это способ реализовать себя.

– Инна Ивановна, на протяжении многих лет вы исследуете эту проблему. Даже написали книгу «Выбирающим путь в учителя». Назовите причины, по которым абитуриентам стоило бы подумать о профессии педагога.

– Каждый год я провожу мониторинг среди учителей. Опрашиваю тех, кто не уходит из школы, хотя имеет такую возможность. Главной причиной они называют радость оттого, что делишься знаниями с другими, видишь, как затем ученики достигают успеха. Второй по популярности ответ – возможность заниматься воспитанием своих детей и дома, и в школе. Третий аргумент – самый большой отпуск. И очень неожиданное, но в то же время весьма распространенное мнение – учитель никогда не бывает одиноким. Скажите, кому из вас звонят в 6 часов утра, чтобы поздравить с 8 Марта? Прежде чем это сделают собственные дети, родители, родственники или соседи. А нам звонят наши ученики!

Фото Александра РУЖЕЧКА, Виталия ПИВОВАРЧИКА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter